Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Погода была ужасная

Выставка «Г. Сапгир. «Жар-птица». Поэма памяти» объединила поэзию и живопись группы «лианозовцев» в братскую эпитафию.

Сапгира знают даже дети. Хотя пропетое Градским в мультфильме «Принцесса и людоед» сапгировское «Погода была ужасная / Принцесса была прекрасная…» (и наоборот) взрослых радует едва ли не больше. Во всяком случае, в то, что принцесса может быть ужасной, верится сразу и с большой охотой. Генрих Сапгир вообще был мастером, способным выжать из небольшого набора слов максимум смысла, но имя его сейчас как-то не очень ярко сверкает на поэтическом небосклоне, что, безусловно, зря.

Вспомнили о Сапгире в филиале Литературного музея. И сделали выставку. Нет, не стихов и не мемориально-фотографическую. На стенах – работы художников советского андеграунда, под ними – цитаты из поэмы Сапгира «Жар-птица». Получилась эпитафия целому поколению, поскольку поэтический текст последовательно перечисляет ушедших из жизни: Яковлев, Пятницкий, Зверев, Кропивницкие, Краснопевцев, Борух, Сидур… «Счет уже на десятки: / Застрелил инкассатор / Захлебнулся в припадке…». Почти в духе баллад Ника Кейва. Список большой. Самого Сапгира тоже можно добавить, потому что умер в 1999-м, и потому что он – верный «лианозовец» — участник неформальной творческой группы, обосновавшейся в годы оттепели под Москвой в поселке Лианозово.

Художественно-поэтическая каша заварилась тогда в бараке, где жил зять Евгения Кропивницкого Оскар Рабин. Хотя Кропивницкий-старший начал свою «подрывную» деятельность еще в 50-х в деревне Виноградово близ Долгопрудного. Эстетика «гротескного примитива» — это его ноу-хау, подхваченное Рабиным и прочей тусовкой. Но, пожалуй, если уж кто в Лианозове действительно знал «хау», так это Сапгир.

«Лианозовцами» выставка не ограничивается, как не был сектантски замкнут и сам круг художников и поэтов.

Компания была разношерстная, а вели все одинаково нездоровый образ жизни, поэтому в «некрополь» Сапгира попали очень разные: Леня Пурыгин и Борис Свешников, Юло Соостер и Василий Ситников. От каждого – по одной-две работы.

Большей частью – из коллекции Михаила Алшибая. Должны были приехать вещи из собрания Алексея Хвостенко, но тот во время подготовки выставки внезапно помер и сам угодил в число «экспонентов» — Хвост, как известно, художник по образованию. Гороховский, Рогинский – тоже из «недавно присоединившихся», а потому их включение в экспозицию – вольное отступление от авторского текста.

В отдельном зале висят фотографии Игоря Пальмина. Как всегда, замечательные фотопортреты героев недавней истории искусств. Некоторые напечатаны впервые – специально для выставки. В соседнем зале – кое-что из материальных свидетельств жизни Генриха Сапгира – то, что осталось в Москве. Самиздатовские книжки, рукописные листы стихов с рисунками, которые зависают в своей функции между иллюстрацией и иероглифом. Рядом на двух вешалках – «Сонеты на рубашках».

Филиал Литературного музея в Трубниковском переулке – место довольно частой и небезынтересной смычки вербального и невербального.

Говорят, через год закроют на ремонт, и тогда… Ну все же понимают, что такое ремонт в России. Последствия непредсказуемы, ожидают худшего.

А пока выставки здесь делают короткие – надо успеть побольше… до ремонта.

Открытие «книги-инсталляции» по мотивам «Жар-птицы» в пылу биеннальских вернисажей прошло совсем незаметно, хотя набор экспонентов – самый что ни на есть востребованный в ситуации, когда приходится обращаться к истории «другого» искусства, чтобы достойно ответить на выставки западных звезд. Тем не менее «поэма памяти» превратилась из братской эпитафии в слово о самом Сапгире. «Жар-птица» не лучшее, что им написано, также как «Дверь» — не лучшее произведение Михаила Рогинского. За могильной плитой не видно человека, а за одной картинкой – художника. Можно только представить, вспомнить. Но если возможно сравнивать качество текста и изображения, то Сапгир – один из лучших авторов на этой выставке.

Выставочные залы Литературного музея. Трубниковский пер., 17. «Г. Сапгир. «Жар-птица». Поэма памяти» – до 25 февраля.

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости