В понедельник Warsaw Business Journal сообщил, что российская нефтяная компания ЮКОС намерена выйти на польский рынок розничной торговли нефтепродуктами. «В первом квартале может быть принято решение об экспансии в страны Балтии и Польшу. Если дело пойдет, то первые заправочные станции начнут работу в этом году», — отмечает издание со ссылкой на представителя компании.
По данным Warsaw Business Journal,
ЮКОС собирается использовать производственные мощности нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta.
Эта информация прозвучала достаточно неожиданно, поскольку у ЮКОСа после продажи «Юганскнефтегаза» наблюдаются большие проблемы с экспортом.
В конце января основной трейдер нефтяной компании швейцарский Petroval, экспортирующий 84% нефти ЮКОСа в Европу, сославшись на утрату компанией «Юганскнефтегаза» как на форс-мажор, уведомил покупателей нефти, что не может исполнять свои обязательства.
Среди клиентов трейдера числятся такие компании, как венгерская MOL, польский нефтяной концерн PKN Orlen, а также крупнейшие мировые компании — BP, Shell, ExxonMobil. Достоверно известно, что в польской компании Оrlen нефть от ЮКОСа получать перестали.
Намерение же выйти на розничный рынок Польши означает не только возобновление экспорта, но и открытие принципиально нового этапа бизнеса. В пресс-службе московского офиса компании ЮКОС информацию, опубликованную в Warsaw Business Journal, не опровергли. Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил «Газете.Ru», что выход на рынки стран Балтии и Польши – давняя стратегия компании.
Но, по мнению аналитиков, сейчас не лучшее время для реализации этих планов.
Большинство экспертов сомневается, что у ЮКОСа действительно есть финансовые и сырьевые ресурсы для создания розничной сети в Польше.
«Один из основных вопросов – это вопрос сырьевых источников для экспансии на польский рынок. Еще на прошлой неделе ЮКОС испытывал большие проблемы с поставками нефти», — сказал «Газете.Ru» начальник аналитического отдела «Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев.
Аналитик предположил, что выход на розничный рынок Польши может быть элементом антикризисной программы компании: «Возможно, менеджмент ЮКОСа намерен превратить компанию из нефтедобывающей в нефтепродающую, дистрибуторскую».
Не исключено, считает Шехмаметьев, что за Польшей последует Германия.
В пользу этой версии говорит тот факт, отмечает Асель Садыкпаева из Financial Bridge, что с утратой «Юганскнефтегаза» у ЮКОСа доля перерабатывающих мощностей в объеме активов явно стала перевешивать долю добывающих. Что касается сырьевых ресурсов, то эксперт считает, что ЮКОС может сконцентрировать оставшиеся добывающие активы, чтобы реализовать проект в Польше.
«Это было бы действительно неплохое направление бизнеса для ЮКОСа», — считает начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова. Но, как пояснила аналитик «Газете.Ru», развитие розничной сети, особенно за рубежом, помимо ресурсной базы требует значительных финансовых вложений. Наталья Одинцова выразила сомнение, что в нынешних условиях компания такими ресурсами обладает.
К тому же не все однозначно с литовским Mazeikiu Nafta, который ЮКОС вроде бы планирует использовать для экспансии на польский рынок. Литовские власти не хотят рисковать, сотрудничая с компанией, имеющей проблемы с российскими властями.
Сейчас ЮКОС обладает 53,7% акций завода, а 40,6% акций принадлежит правительству Литвы. Оба акционера пытаются увеличить свою долю и взять завод под свой контроль. Правительству Литвы этой осенью удалось нарушить планы ЮКОСа по увеличению своей доли на 9,7%.
На самом предприятии вопрос противостояния основных акционеров «Газете.Ru» комментировать не стали, объяснив это тем, что он находится в компетенции самих акционеров. В то же время, говоря о планах ЮКОСа по выходу на польский розничный рынок нефтепродуктов, глава отдела общественных связей Mazeikiu Nafta Гедрис Корсокас сообщил «Газете.Ru», что «у нашей компании есть торговые дома в Литве, Латвии, Эстонии и Польше».
По его словам, ЮКОС решил осуществить выход на польский рынок при помощи находящегося в Польше торгового дома Mazeikiu Nafta.
Аналитики сходятся в том, что масштабы бизнеса ЮКОСа в Польше не могут быть большими, и основная цель его состоит в том, чтобы в процессе противостояния с российскими властями показать миру, что компания по-прежнему находится на плаву.
«Выход на польский рынок не окажет влияния на стоимость ЮКОСа. Основным делом руководства компании останется борьба за «Юганскнефтегаз»», —
убежден Халиль Шехмаметьев.
«ЮКОС хочет показать, что не намерен терять оставшуюся часть бизнеса, и для него важно выполнять обязательства по контрактам», — говорит Асель Садыкпаева.