Борис Акунин — писатель настолько крупный, что с его новым проектом «Жанры» одно издательство справиться просто не может, приходится создавать «координационный штаб» из трех. Шутка ли, возжелал Акунин подгрести под себя и юных читателей, поэтому начал с «Детской книги», чтобы продолжить очень скоро «Шпионским романом» и «Фантастикой». Хорошо еще, что лишь по одному произведению задумал гигант в каждом жанре, а то бы, учитывая страсть сегодняшних детишек к чтению, многие бы о других писателях вовсе не узнали.
Поскольку «Детская книга» – книга детская, то ее вполне можно пересказать. Не станут же взрослые люди покупать ее для себя, верно? Итак, для затравки Акунин создал мальчика Эраста Фандорина по кличке Ластик, нашего (твоего, маленький дружок!) современника, самого обыкновенного московского шестиклассника. Ход, подкупающий своей оригинальностью. Я было решил, что «Жанры» – пародийный проект, потому что автор с убийственной легкостью слизал все штампы детской литературы. Мальчик-то обыкновенный, но в классе самый малорослый, друзей не имеет по объективным причинам, серьезная мама ему закаляет волю, а папа – смешной мягкотелый неудачник. Бытие его Акунин рисует так: обыкновенный наш школьник – лицеист, живет возле Красной площади, в старинном доме с подвалами, там же на пятом этаже офис папы-неудачника.
Однако все это для разгона. Немного поиздевавшись, Акунин наращивает напряжение: к подвалам добавляется таинственный родственник-иностранец и приключения.
Приключения всамделишные, близкие сердцу каждого шестиклассника: бомж просит сходить за водкой, например.
Но это проверка – только настоящий Фандорин не бросит бомжа в беде! Быстренько разделавшись с нашим временем, автор волею родственника-иностранца отправляет Эраста-Ластика через хронодыру в более привычную для себя дореволюционную реальность. Задача простенькая: выкрасть райское яблоко, которое Адам с Евой в суматохе сборов потеряли, а Тео-крестоносец откопал почему-то в Иерусалиме.
Библейские страсти – это начало образовательного процесса, ведь настоящая «Детская книга» должна учить не только добру, но и истории, например. В 1914 году уроков немного, здесь больше бытовых подробностей вроде дворников с метлой и цирковых аферистов. Зато когда Ластик проваливается еще глубже, к Годунову, начинается ликбез. О нем особо: скотским образом, оказывается, жили тогдашние московиты: ни лицеев, ни даже цирка. Гришка Отрепьев (кстати, киевский пионер) хотел было навести немного чистоты и цивилизации, так не дали, злодейски убили прогрессора. Сюжет истинно голливудский, за вонючих мохнорылых соотечественников взрослым становится стыдно, не то что детям.
Яблоко потеряно, сам Ластик едва сумел удрать из Смутного времени. И попал в будущее, которого, как выяснилось, у нас вообще нет. Погибнет мир, если яблочко не найти.
Придется попробовать еще раз, но Ластик стал великоват, не протиснется в хронодырочку.
Поэтому жди, маленький читатель! Ведь многие Фандорины живут под другими фамилиями, не подозревая о своем благородном происхождении, и не только мальчики, но и девочки… Жди, и за тобой однажды придут, чтобы сказать, что ты «Самая Важная Персона на Свете». Блестящая концовка. Немного отдает взрослым цинизмом, но ведь дети его не унюхают.
Эксперимент снабжен цветными картинками в том ярком стиле, что окончательно отошел в мир иной еще до войны. Вклейки двусторонние, кроме почему-то двух-трех. Может, там забыли напечатать: «Нарисуй здесь Марину Мнишек или воеводу Басманова»? Судя по тиражу, книга ориентирована на читателей всех возрастов… Пожалуй, проект «Жанры» мог бы называться «Новые приключения Бориса Акунина», который сам по себе литературный герой. Да нет же, супергерой, а каждая новая книга проекта – картинка из большого комикса о его похождениях. Кому он разорвет пасть в последнем кадре? «Мемуарам», наверное.
Борис Акунин. «Детская книга». Олма-пресс, 2005