На пресс-конференции в Тюмени в воскресенье генеральный директор UTair Андрей Мартиросов заявил о смене поставщика региональных самолетов. В конце прошлого года перевозчик решил не подписывать контракт с победившей в тендере компанией Magellan Air.
Почти год UTair выбирала поставщика пяти турбовинтовых самолетов на 35-60 пассажирских мест. Tендер авиакомпания объявила осенью 2003 года в рамках утвержденной программы обновления и пополнения самолетного парка.
А в начале прошлого года на первом этапе тендера, рассмотрев все заявки, назвала пять претендентов на заключение контракта.
Это канадская компания Bombardier (самолет DASH-8), французская ATR (в качестве бизнес-единицы входит в состав концерна EADS) и ирландская лизинговая компании Magellan Air (обе с самолетом ATR-42), а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и СП «Международный авиационный проект-140» (СП МАП-140) — оба с Ан-140.
Российско-украинский самолет был исключен из числа претендентов на победу в тендере на втором этапе, когда международные консультанты Denton Wilde Sapte и Ernst & Young провели сравнение заявленной стоимости самолетов с учетом количественной оценки влияния НДС и таможенных пошлин на конечную стоимость, а также анализ эксплуатации разных типов самолетов.
После того как количество участников тендера сократилось до трех, продавцы ATR-42 Magellan Air и ATR объединили свою заявку таким образом, что в случае победы лизинговая компания становилась поставщиком воздушных судов, а фирма, производящая эти самолеты, обеспечивала техническое обслуживание техники. Эта заявка и была признана лучшей в августе прошлого года.
По словам господина Мартиросова, реальное предложение фирмы Magellan Air не соответствовало тендерной заявке: лизинговая компания попыталась продать UTair не те самолеты (с точки зрения технических характеристик), которые обещала, и не в том количестве.
Более подробно обрисовать претензии к победителю тендера Андрей Мартиросов отказался. Он говорит, что уже оповестил Magellan Air об аннулировании итогов тендера и уверен в юридической чистоте позиции UTair. «Они сами не выдержали условия, соответственно, любые попытки с их стороны возмутиться будут нерезультативными», — заявил гендиректор авиакомпании.
Перевозчик нашел другого поставщика ATR-42 (вместимостью 48 кресел) – американскую авиакомпанию Continental Airlines, с которой неделю назад подписал протокол о намерении закупить пять воздушных судов. Самолетостроительная компания ATR, в свою очередь, подтвердила готовность взять на себя обслуживание этой техники.
«Выбор в пользу Continental продиктован более интересной экономикой», — пояснил Андрей Мартиросов. По его словам, самолеты от американской компании обойдутся UTair дешевле суммы сорвавшейся сделки с Magellan Air: ирландцы хотели получить $3,89 млн за каждую машину. Но сколько именно удастся сэкономить перевозчику, станет известно после заключения контракта с Continental Airlines.
В любом случае сумма сделки вряд ли превысит $20 млн, а окупит она себя, по подсчетам авиакомпании и ее зарубежных консультантов, за пять лет.
Условия поставки также пока не согласованы. По словам Андрея Мартиросова, возможны два варианта: покупка самолетов – при условии освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС (на том основании, что самолетов типа ATR-42 в России не производят), покупка в рассрочку или лизинг.
В UTair рассчитывают получить первый самолет к началу летней навигации текущего года.