— Известно, что врачи очень долго тянули с диагнозом Виктора Ющенко и диагноз «отравление» ему поставили спустя три с половиной месяца после происшедших изменений в здоровье будущего президента. Насколько легко обнаружить диоксин в крови?
— Очень сложно. Потому что диоксин как таковой по своей химической структуре, по формуле напоминает огромное количество ароматических веществ, которые у нас в организме живут и действуют вполне себе легально. Выделить его и найти очень тяжело. Самый точный вердикт о том, есть диоксин в крови или нет, может показать только вскрытие, и это не шутка. Нужно сделать срез печени. То есть человек должен умереть, из него вытаскивают печень и аккуратненько разрезают пополам, чтобы посмотреть ее структуру. В любом вскрытии, в принципе, всегда вырезают печень, так что если бы Ющенко умер, диоксиновое отравление, если оно имело место, определили бы сразу.
— Насколько известно, первооткрывателями этого яда стали американцы…
— Да, действительно, в России диоксинами заинтересовались впервые после применения американцами во Вьетнаме агента Orange. Его называли дефолиантом — сельскохозяйственный термин, обозначающий препарат, который заставляет деревья сбрасывать листву. Американцы поливали им джунгли для того, чтобы партизан можно было с воздуха засечь. Однако из-за компонента диоксина, входящего в состав этого дефолианта, пострадали люди.
Дело в том, что диоксин — это сопутствующее вещество агента Orange, это побочный продукт при его производстве. Когда вы производите Orange, то в смесях присутствует как раз диоксин. Биологические цели диоксина — это женщины. Действие диоксина распространяется на их детей. Плод женщины, вкусившей пищу, содержащую диоксин, будет поражен каким-либо недугом. Это кривые кости, отсутствие каких-либо органов, слепота — что угодно. То есть действие этого яда сказывается на потомстве.
Один очень видный ученый-вьетнамец, который учился в Советском Союзе, доктор химических наук, после войны стал обращать внимание на действие химиката, который привел к тому, что женщины стали рожать уродов. Он и описал впервые действие диоксина. Диоксин как таковой в природе встречается достаточно часто. Его много в рыбе. От отравления им могут страдать рыбаки, которые едят очень много рыбы.
— А существует ли возможность резкого отравления диоксином?
— Есть у химиков такой показатель LD-50. Это летальная доза, то есть 50% животных умирают при такой дозе на килограмм живого веса. Так вот, российские исследователи определили, что для человека это 0,07 мг на килограмм.
— То есть, получается что для человека комплекции Ющенко смертельная доза чуть больше пяти миллиграммов?
— Понимаете, диоксин имеет вид расплавленного маргарина или расплавленного воска. Так чтобы его случайно скушать, надо очень постараться. Правда, это именно смертельная доза. А доза, раздражающая кожу и того меньше — вообще 0,0003 миллиграмма на килограмм веса человека. То есть для Ющенко это 0,024 миллиграмма.
— Значит, Ющенко спокойно могли отравить, и он такой малой дозы на вкус все-таки не заметил бы?
— Могу сказать, что прямых диоксиновых поражений, то есть через рот, через еду, до этого никогда не наблюдалось. Видите ли, судя по LD-50 и по кожному действию, в принципе, можно. Другое дело, что есть намного более легкие пути для такого рода спецопераций. Индусы первое место сейчас занимают по экзотическим соединениям, которые вызывают интересные эффекты. Враги Ющенко могли бы что-нибудь поинтереснее придумать.
Мне кажется, что версия с диоксином — это бред, но очень тяжело доказать, что это не бред.
Действие — да, можно таких симптомов достичь диоксиновым отравлением. Любое раздражение кожи, прыщи на лице — это все может быть диоксин. Но может быть и просроченный одеколон.
— На днях президент Виктор Ющенко заявил, что знает, где для него изготовили яд, и даже назвал пару стран, где существовали военные лаборатории, которые вели такие исследования, — «в России и США и еще ряде стран». Вы что-либо знаете об этих лабораториях в России?
— Диоксины — это в основном побочные продукты. Это либо конечные продукты разложения всех феноло-бензольных соединений, грубо говоря, вы выльете хлорбензол на почву в поле, и через несколько лет эти молекулы окислятся до диоксина. Получать его специально просто не брался никто из-за его бесполезности в народном хозяйстве. Никак он не может выполнить и боевые задачи. На солдат выливать диоксин с самолетов или ракетой взрывать как оружие массового поражения смысла нет, так как есть оружие куда более эффективное в этом смысле.