Шереметьево нуждается в скорейшем расширении, поскольку работает на пределе пропускной способности. И больше всех в этом заинтересован «Аэрофлот», который уже в этом году обещает перевезти 8 млн пассажиров.
Еще три года назад национальный перевозчик разработал проект строительства третьего терминала аэропорта, для чего в 2003 году зарегистрировал 100-процентное дочернее ОАО с оригинальным названием «Терминал».
Эта компания уже арендовала у подмосковных властей участок земли (рядом с существующими первым и вторым терминалами) и даже заложила первый камень в фундамент будущего строения. Но дальше «Аэрофлоту» и его «Терминалу» продвинуться не удалось.
А в прошлом году авиакомпания вообще чуть было не распрощалась со своим проектом.
Правительство Михаила Касьянова провело тендер по выбору управляющей компании аэропорту Шереметьево, и его выиграла «дочка» «Альфы-групп» — «Альфа-Шереметьево».
Но контроль над аэропортом «Альфа» так и не получила: тут как раз сменилось правительство, и «Аэрофлот» убедил новых премьер-министра Михаила Фрадкова и министра транспорта Игоря Левитина в необходимости своего участия в делах Шереметьева.
Полтора месяца назад аэропорт и перевозчик договорились совместно строить третий терминал, но на каких условиях каждая из сторон будет участвовать в проекте, тогда так и не решили. Господин Левитин на правах председателя совета директоров МАШа настаивал на доминирующем положении Шереметьева при строительстве и эксплуатации третьего терминала и предлагал «Аэрофлоту» продать аэропорту 51% в ОАО «Терминал».
«Аэрофлот», разумеется, не соглашался, и, как выяснилось, не зря. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса, на состоявшемся в понедельник очередном заседании
совет директоров Шереметьева согласился на покупку лишь блокирующего пакета в «Терминале» (25%+1 акция) при условии опциона еще на 25% акций по окончании строительства.
До 31 марта 2005 года менеджмент ОАО МАШ должен обеспечить юридическую подготовку сделки купли-продажи акций ОАО «Терминал».
Национальный перевозчик вполне удовлетворен. Пресс-секретарь компании Ирина Данненберг сообщила «Газете.Ru», что это именно те условия, на которых «Аэрофлот» готов был поделиться долей в «Терминале»: «Учредив эту компанию, мы сразу же предложили аэропорту блокпакет. Но настаивали на том, что на время строительства мы оставим за собой контроль над «Терминалом».
Пакет в 25%+1 акция в «Терминале» обойдется Шереметьеву в $32,5 млн: «дочка» «Аэрофлота» уже готовит допэмиссию, после чего ее уставный капитал вырастет почти в 20 раз — с $7 млн до $130 млн. Оставшуюся часть допэмиссии выкупит сам «Аэрофлот». Для этого он занял на три года у синдиката западных банков $150 млн, из которых не менее $100 млн планируется потратить на «Терминал».
По подсчетам специалистов «Аэрофлота», рыночная стоимость третьего терминала к окончанию его строительства составит $770 млн. Это значит, что 25% ОАО «Терминал», которые необходимы Шереметьеву для контрольного пакета, будут стоить почти $200 млн.
Не исключено, что авиакомпания согласится уступить бумаги по себестоимости строительных работ, которые оцениваются в $430 млн. В этом случае 25% будут стоить около $100 млн.
Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов надеется возвести третий терминал уже к 2007 году. Он будет способен обслуживать 9 млн пассажиров в год.