Производство расположено на заводе в северной Германии. А400М заменит устаревшие модели — американский Hercules С-130 и франко-немецкий Transall С-160, которые состоят на вооружении европейских военно-воздушных сил.
EuroNews отмечает, что для ЕС транспортник А400М станет частью программы по созданию европейских сил быстрого реагирования: в ситуации, когда европейские миротворцы все чаще выполняют миссии за пределами своего воздушного пространства, в том числе в составе контингента НАТО, Евросоюзу нужен собственный военно-транспортный самолет.
Европейский авиаконцерн запустил программу по созданию этой машины в мае 2003 года. А400М сможет перевозить до 32 тонн на расстояние до 9 тыс. км без дозаправки. Стоимость одного самолета — €90 млн. После череды финансовых и политических скандалов, связанных с требованием США в адрес Евросоюза отказаться от поддержки концерна, Airbus удалось сформировать портфель заказов почти на 200 А400М.
В 2001 году ряд министерств обороны Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Португалии, Турции и Люксембурга подписали контракты с Airbus на сумму €20 млрд. Тогда же было решено, что сделка состоится только в том случае, если Германия, как крупнейший заказчик, обеспечит финансирование своей части заказа в полном объеме.
Нижняя палата немецкого парламента одобрила закупку 73 военно-транспортных самолетов на сумму €8,5 млрд в конце 2002 года. Таким образом, Германия согласилась выделить недостающие средства для финансирования программы. Ранее на программу парламент страны предполагал выделить в качестве предоплаты лишь €5,1 млрд, что могло покрыть лишь чуть более половины заказа.
По планам Airbus, самолет поднимется в воздух в 2008 году, и уже спустя год, пройдя все необходимые процессы сертификации, первые машины окажутся у клиентов.
А до этого момента недостаток в военно-транспортных самолетах европейские военно-воздушные силы будут компенсировать за счет российско-украинских «Русланов» (Ан-124) — решение эксплуатировать именно этот самолет до появления А400М руководство НАТО приняло еще два года назад.
В ближайшие недели НАТО объявит окончательные итоги тендера на лизинг шести самолетов для перевозки негабаритных грузов. Об этом «Газете.Ru» сообщил пресс-секретарь министерства обороны Германии по вопросам ВВС подполковник Кляйн.
И хотя он отказался назвать вероятного победителя, наибольшие шансы получить контракт у российской компании «Волга-Днепр».
Главный конкурент «Руслана» американский С-17 уступает Ан-124 по грузоподъемности (76,7 тонн против 120 тонн), к тому же он куда дороже. Если десятилетний лизинг 12 самолетов С-17 обойдется в $3 млрд, то лизинг шести Ан-124 на тот же срок будет стоить $1 млрд.
Кроме того, отмечает источник «Газеты.Ru» в НАТО, оценивая вероятность победы компании «Волга-Днепр» в тендере, отметил, что российский перевозчик обеспечил благосклонность альянса, когда взял на себя перевозку груза с арестованного в Бельгии «Руслана», принадлежащего «Авиалиниям Антонова». Дескать, в НАТО тогда разочаровались в украинском перевозчике, а «Волга-Днепр» зарекомендовала себя надежным партнером.