Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Запад учит нестяжанию

Первая московская биеннале современного искусства переходит от латентной фазы к явному фонтанированию.

За несколько ближайших дней пооткрывается львиная доля выставок из основного проекта, специальной и параллельной программ Биеннале. На пресс-конференции, собранной по этому случаю в бывшем музее Ленина, сам факт реализации планов преподносился как большая победа. Хотя с определенного момента, когда министерство культуры выделило бюджет и назначило ответственных, вряд ли речь могла идти о срыве мероприятия.

Нынешняя интонация больше похожа на кокетство: мол, такая грандиозная задача, мало кто верил в успех, а вот же справились.

Список событий биеннале действительно длиннющий, но нельзя сказать, что организаторы вынесли его исключительно на своих плечах. Многие галереи работали над своими выставками автономно, не особенно рассчитывая на поддержку из штаба. Официальная верхушка, состоящая из шести международных кураторов, занималась в первую очередь проектом «Диалектика надежды» – опусами четырех десятков молодых авторов из разных концов планеты. Этим творениям, экспонированным в МУАРе, музее Ленина и еще на станции метро «Воробьевы горы», отведена представительская роль: они содержат главный биеннальский мессидж.

В чем конкретно он состоит, до конца так и не ясно.

Судя по косвенным признакам, хотя бы по частоте упоминаний, доносившихся из-за стола президиума, упор сделан на противостояние духу коммерциализации. Забавно, что деликатные упреки в адрес охваченных стяжательством россиян раздавались из уст прежде всего иностранных кураторов. То есть при коммунизме нас пилили за отсутствие рыночных отношений, а теперь мы получаем по шапке за излишнее рвение на этом пути. Что угодно может измениться в мире, только не назидательная интонация, с которой Запад обращается к нашей слаборазвитой сверхдержаве.

Среди тех самых «диалектических» художников много имен, которые ничего не говорят нашему зрителю, но есть и фигуры со звездным статусом – например, британец Джереми Деллер, совсем недавно получивший на родине престижную премию Тернера. Россию представляют шесть авторов, чья известность до сих пор не выходила за цеховые пределы. Исключение составляют, пожалуй, только Мизин с Шабуровым – персонажи в последние годы весьма раскрутившиеся. Из звезд безусловных, занимающих прочные позиции в мировой иерархии, составлен особый список с грифом «специальные гости».

В Музее архитектуры свою инсталляцию из замороженных телогреек представит француз Кристиан Болтански.

В ГМИИ имени Пушкина продемонстрируют нашумевшую несколько лет назад видеоинсталляцию Билла Виолы «Приветствие». Мысленное присутствие на биеннале Ильи Кабакова будут символизировать «Веревки», развешанные в бывшей его мастерской на Сретенском бульваре.

Сравнительно недавнее андерграундное бытование искусства найдет отражение в проекте «Квартирные выставки». Разумеется, все былые флэты и сквоты воссоздать теперь невозможно, в ряде случаев и адресов таких не осталось на карте, но кое-что все же продемонстрируют и за пределами символического «поминальника», расположившегося в РГГУ. Примерно о том же, но на другом материале, поведает третьяковская выставка «Сообщники», посвященная коллективным и интерактивным тенденциям конца прошлого века. Удостоверить значимость «подполья» призван альбом «Московский концептуализм», презентация которого также произойдет в рамках биеннале.

Любителям зимнего туризма предлагается в воскресенье посетить «Арт-Клязьму», где на один день будет воссоздана атмосфера ландшафтного фестиваля. А самые отчаянные могут даже дернуть в Коломну: тамошняя галерея «Лига» числится в списке объектов биеннале. В самой столице событию отданы практически все известные науке выставочные площадки – ЦДХ, Музей современного искусства, XL, «Риджина», «Айдан», ГЦСИ… Проще перечислить исключения. Появляются и новые адреса: только что открылась галерея Гари Татинцяна на Ильинке, где показывают качественное американское искусство, с которым соседствует симпатичный проект «Северный изобразительный стиль», где прослежены аналогии между классическим авангардом и образцами фольклорного творчества.

По словам Михаила Швыдкого, на все про все истрачено 53 млн бюджетных рублей. Много это или мало, сказать затруднительно, но сам факт государственной поддержки говорит о серьезности намерений. Москва явно стремится врасти в сегодняшний мировой контекст, который до сих пор без нее обходился. Процесс этот долгий, но кое-какие его плоды можно будет пожинать уже в скором времени. Во всяком случае, на перспективу биеннале-2007 организаторы смотрят с оптимизмом.

Новости и материалы
Песков заявил, что администрация Байдена пытается загнать Трампа в тупик
Депутат Татьяна Буцкая рассказала, как россиянам поздравить матерей с праздником
В Петербурге сократились сроки подачи на итальянскую визу
Минобороны показало кадры ударов Ми-28 по ВСУ в курском приграничье
Хайдаров намекнул, что сделает пластику Виктории Боне
Моуринью высмеял слухи о воссоединении с Роналду
Спасатели обезвредили в Курской области суббоеприпасы ракеты HIMARS
Назван средний бюджет россиянина на новогодние подарки
Стало известно о побеге стрелка в Саратовской области
В Кремле высказались о диалоге с администрацией Байдена
Опубликованы составы «Факела» и «Динамо» на матч 16-го тура РПЛ
Расстрелянная в Саратовской области «Ока» попала на видео
«Больше, чем игра с огнем»: в Кремле отреагировали на заявления Киева о «грязной бомбе»
В Краснодаре опровергли сообщения об авиационной опасности
Патриарх Кирилл наградил Эмира Кустурицу
В Турции высказались об идее отказа от системы «все включено» в крупных отелях
«Водитель с бородой» открыл стрельбу по людям в Саратовской области
В бундестаге призвали восстановить «Северные потоки»
Все новости