Во вторник стало известно, что правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту неуплаты дочерней компанией ЮКОСа «Самаранефтегаз» налога на добычу полезных ископаемых на сумму 4,5 млрд рублей. Таким образом,
общая сумма налоговых претензий к «Самаранефтегазу» достигла 29,2 млрд рублей.
С такой суммой компания вряд ли сможет рассчитаться. Источник в «Самаранефтегазе» сообщил Агентству нефтяной информации, что предприятие может быть продано по той же схеме, что и «Юганскнефтегаз», весной этого года. «По нашим данным, другого варианта развития событий не будет. Все идет по той же схеме. По срокам — где-то ближе к весне, либо март, либо апрель, либо май», — пояснил источник.
Накануне представители «Томскнефти» сообщили, что компания в полном объеме погасила налоговую недоимку за 2002 год в размере около 2,3 млрд рублей. После этого расчетные банковские счета «Томскнефти» разблокированы. В то же время налоговые органы продолжают проверку деятельности «Томскнефти» в 2000-м, 2001-м и 2003 году, и, возможно, по итогам проверки в первом квартале 2004 года компании могут быть предъявлены дополнительные налоговые претензии в размере 8 млрд рублей.
Кроме того,
уплата недоимки «Томскнефти» не снимает задолженности самого ЮКОСа.
«Главным индикатором в ситуации с ЮКОСом и его активами всегда будут налоговые претензии, предъявленные к самому ЮКОСу. Если власти разрешат компании в счет их погашения продавать непрофильные активы или согласятся на какую-то налоговую реструктуризацию, тогда можно будет говорить о позитивном развитии событий для компании ЮКОС», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. Поэтому, считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин,
уплата налоговых претензий «Томскнефтью» может быть представлена ЮКОСом лишь как демонстрация своих способностей по выплате долгов. Демонстрация явно не удалась, и аналитики предрекают активам ЮКОСа судьбу «Юганскнефтегаза».
Дмитрий Царегородцев считает, что стоимость «Томскнефти» равна приблизительно $4 млрд. Примерно во столько же оценивается «Самаранефтегаз». Серьезное преимущество «Томскнефти» в том, что это предприятие после уплаты налогов может быть продано по стоимости, приближенной к реальной. Что касается «Самаранефтегаза», то новые налоговые претензии увеличивают его стоимость и ведут к снижению его привлекательности для потенциальных покупателей.
А претенденты на эти активы уже есть. В начале января министр промышленности Италии Антонио Марзано во время своего визита в Абу-Даби заявил, что итальянские компании будут принимать участие в покупке активов ЮКОСа, если представится такая возможность. В ноябре прошлого года ведущая итальянская нефтяная компания ENI заявила, что не будет принимать участие в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза». Очевидно, теперь руководство компании изменило свою позицию.
Но аналитики единодушны в том, что западные компании на торги не пригласят, а «дочки» ЮКОСа в случае проведения аукционов будут проданы только российской компании.
«Иностранцев привлекали к аукциону по «Юганскнефтегазу», так как необходимы были деньги на его приобретение. В случае с остальными активами ЮКОСа суммы на порядок ниже», — считает аналитик БКС Максим Шеин.
Потенциальным покупателем «Самаранефтегаза» называют ТНК-ВР, которая работает по соседству с этой компанией. В ТНК-ВР комментарий по этому поводу получить не удалось. А «Томскнефть», которая добывает нефть в Ханты-Мансийском АО и Томской области, интересна прежде всего компании «Сургутнефтегаз», которая обладает необходимыми на покупку средствами, особым отношением со стороны Кремля, а также работает в тех же регионах добычи. В «Сургутнефтегазе» «Газете.Ru» заявили, что не готовы комментировать предположения.
Зато от участия в распродаже оставшихся активов ЮКОСа уже открестился «ЛУКойл», представители которого заявили об этом официально. «У «Роснефти» же после заимствований на приобретение «Юганскнефтегаза» нет необходимых резервов на покупку «дочек» ЮКОСа», — говорит Дмитрий Царегородцев.