Правда, при этом и сам системный администратор в долгу не остается:
скопировать приятелю лицензионную программу, купленную работодателем, не вопрос.
Сломать защиту, чтобы обойти лицензионное соглашение (для увеличения числа рабочих мест, как вариант), соглашается сплошь и рядом, даже без доплаты за риск. Если сомневаетесь, поговорите доверительно со своим офисным сисадмином. Если он не идейный ненавистник копирайта, конечно: разговаривать с такими чаще всего неприятно.
Казалось бы, раз рынок софта глобален, то чем дела на нем обстоят лучше, тем больше денег у компьютерщиков всех стран и народов. Но нет,
не только сисадмин, но и программист добра программисту из-за океана или из другой компании априори не желает.
Свежий и типичный пример. На форуме сайта компании-производителя специалисты, не скрывая своих e-mail, обсуждают файловый менеджер «ДИСКо Командир» (функциональный аналог приснопамятного Norton Commander). NC на российском рынке, кстати, не зажился – покупать его кроме как на пиратских CD никому и ни при каких обстоятельствах просто не могло прийти в голову. А «ДИСКо Командир» хотя и немного, но все же покупали. Было это, впрочем, давно. Так вот, посетитель сайта предъявляет производителю обстоятельный перечень из восьми пожеланий по доработке, заключая его заявлением: «Это вроде всё. А так прога — просто супер!!!», конец цитаты. Производитель откликается: «Сколько Вы денег заплатили за «ДИСКо Командир»? Даю справку: оплат по «ДИСКо Командиру» за 2003-2004 год не было».
После чего обсуждение продолжается как ни в чем ни бывало, без единого слова о презренном металле, все больше о технических тонкостях. Что, если вдуматься, просто удивительно.
Оказывается, программист не платить за чужой софт считает своим правом.
Замечу между делом, что готовность программировать частный фрагмент алгоритма, не понимая, как задача будет решаться в целом, – признак плохого программиста. Готовность не обращать внимания на отсутствие денег для развития по причине того, что продукт воруют, а не покупают, – в точности то же самое. И это настоящая беда. Ведь не пираты же так рассуждают. Обычные компьютерщики, которых глупо считать злоумышленниками. Интересно, есть ли среди них те, кто зарабатывает на жизнь продажей собственного софта?
Сказанное не следует интерпретировать как наезд исключительно на отечественных тружеников клавиатуры. Грешат сотрудничеством с пиратами не только они, конечно же. У ABBYY, например, на Западе благополучно воровали софт для распознавания символов, который поставляется в загрузочных кодах и предназначается для встраивания в чужие программные продукты: после установки технической защиты от копирования выручка от такого рода сделок возросла в разы.
Важная разница состоит в том, однако, что у нас компьютерщик проделывает подобные штуки хотя и не без ведома работодателя, но исключительно на свой страх и риск.
Сисaдминов пока что за установку в родной конторе контрафактного софта не сажают, однако условные осуждения перестали быть редкостью.
И еще разница состоит в наличии у нас псевдоидейных воинствующих апологетов пиратства. Вот что выуживает «Яндекс» из форумов и блогов (глас сетевого народа) о сисадминах: «Они люди подневольные и делают что придется, чтобы обеспечить работоспособность системы». Более занимательное, изумительно неумное и, к сожалению, вполне типичное заявление: «Ни одна программа не стоит $400». А инженер, очевидно, более 120 рублей, как встарь, получать не должен. С удовольствием не цитировал бы этот бред, но не могу – потому что случаи далеко не единичны.