Когда Гельман только расставался с «Первым каналом», было понятно: без дела не останется. Говорили, что подвизался потом политтехнологом при Януковиче, что еще где-то фигурировал полу-инкогнито, пока не отыскалась, наконец, достойная публичная миссия. В ноябре Марат Александрович запустил свой медийно-художественный проект под названием «Россия-2», в рамках которого предложил всем свободомыслящим гражданам противостоять официозу. Нет-нет, никакой лимоновщины и прочего радикализма – мы же интеллигентные люди. Надо всего лишь сказать мысленное «фи» авторитаризму, мракобесию, начальственной вкусовщине, после чего заняться созданием параллельной культурной реальности.
По уверениям инициатора, от такого демарша «Россия-1», она же «путинская», со временем даст слабину, ее устои расшатаются, и бюрократы глазом не успеют моргнуть, как в отечестве воцарится подлинный плюрализм.
Придумал бы такую программу кто другой, можно было бы лишь вздохнуть сочувственно. Но у Гельмана за плечами богатый опыт протестного акционизма – вспомнить хотя бы войну против памятника Петру I или организацию антилужковского фестиваля «Неофициальная Москва» перед мэрскими выборами. Эти шоу, привлекавшие многочисленных волонтеров, неизменно завершались тихим и своевременным провалом, но называть их бессмысленными язык не повернется. Какой-то смысл был всегда – не обязательно тот, что декларировался. И коли взялся теперь Гельман за «Россию-2», то, вероятно, имел резоны. Трудно пока решить, идет ли речь о формировании пресловутой «карманной оппозиции» или обыгрываются сугубо галерейные интересы, но чего себе нельзя представить совсем, так это Марата в роли якобинца, уж извините за каламбур.
В числе первых акций «России-2» – одноименная выставка в ЦДХ.
Под знаменами движения оказались почти все авторы из гельмановской обоймы – от обветренного ветерана Александра Бродского до молодого, но ищущего Максима Мамсикова. Высказываются как умеют. Группа АЕС показывает давний «Исламский проект», где статуя Свободы в парандже, а Нотр-Дам с минаретами; опальный Авдей Тер-Оганьян шлет из далекой Праги свежий проект под названием «Радикальный абстракционизм»: кружочки и стрелочки сопровождены надписями типа «Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды»; неожиданно остроумный Олег Кулик преподносит натуральную автобусную остановку с шахидкой в качестве световой рекламы. Есть и «Синие носы» – как же без них, без порции веселящего газа. Лайтбоксы, видеоролики – спасибо Sony, что не было так грустно на корпоративной вечеринке, как могло быть…
В принципе, обычная выставка актуального искусства – со всеми его характерными признаками, включая фигу в кармане. Что-то получше, что-то похуже, но ничего такого, что заставляло бы видеть здесь гражданский подвиг. Идиоту понятно, что с пенсионерским телом, перекрывшим Волоколамское шоссе, власти будут считаться гораздо больше, чем со всем параллельным «спецназом», вместе взятым. Стоило огород городить?
Так ведь и ставки повыше, чем прибавка к пенсии…
Что и говорить, от помпезных монументов, юбилейных выставок, праздничных концертов и прочей казенной культуры может стошнить любого. Отсюда совершенно не следует, что любовь к гельмановскому репертуару равнозначна высокой жертвенности во имя свободы. Тем, кто так и не научился безраздельному обожанию альтернативных художеств, советуем не расстраиваться. Ну, не напишут на обломках самовластья ваши имена. Утешьтесь аргументом, что недоверие к пафосу – тоже черта свободного человека.
P.S. Необходимо добавить, что событие происходит в рамках биеннале современного искусства. Как и практически все, что откроется в ближайшие три недели. Исключения потребуют отдельных оговорок.
«Россия-2». В ЦДХ (залы 22 – 27) до 15 февраля.