Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Переходите
на мозаику из гаек

Притомившись писать картины овсом, кровью и экскрементами российские художники перешли к национальному богатству – нефти. В «Крокин-галерее» открылась выставка Николая Наседкина под названием «Орнамент. Живопись нефтью».

Если помните, перед Новым годом мы анонсировали 1-ю Московскую биеннале современного искусства. Поздравляем, началось. Лавинообразность фестивальный процесс обретет несколько позже, а пока что речь о стартовом событии из параллельной программы. Своеобразным эпиграфом к биеннале послужила выставка под названием «Орнамент. Живописью нефтью», представленная художником Николаем Наседкиным в Крокин-галерее.

С виду картинки как картинки. Черно-коричневые спирали и полукружия на картонных листах, с просветами и потеками, – обыкновенная абстрактная экспрессия, какой у Наседкина всегда хватало. Но ведь нефтью же сделано, господа! Это заставляет морщить лоб и пристально вглядываться в живописную поверхность: где тут обещанная трансмутация вещества и глубинная метафора? На глаз ничего такого не обнаруживается, однако внутренний голос все равно будет твердить: круто! Когда так сопрягаются миф об основном национальном богатстве с архетипической красотой народных узоров, не может быть, чтобы зрелище не содержало какого-то скрытого волшебства. А что взором его не постичь и носом не унюхать, так это от несовершенства человеческих чувств.

И какая поразительная простота замысла! Полсотни долларов за баррель – совсем недорого для живописного материала. По сравнению с масляной краской, которая тоже именуется oil, фактически даром. Отчего же художники до сих пор не пользовались нефтью в своих произведениях?

Да потому что писать ею картины – все равно что воду носить решетом.

Не технологично. С точки зрения ремесла – откровенная придурь, но это пока не дошло дело до концептуальной постановки вопроса. Тут уж свои правила, утилитарные и безумные одновременно.

Вообще-то, всякая концепция втайне мечтает дослужиться до мистерии. Чтобы не хмыкали, не всплескивали руками в фальшивом восторге, не поводили понимающе бровью, а цепенели и благоговели. Чтобы подумали: «Вот оно, действо или зрелище, вобравшее в себя важнейшие эманации современности и озарившее наше жалкое существование символическим светом». Ирония и коммерция – это попутно, в качестве страховочного варианта. Если не выйдет мистерии (обычно не выходит), легко сделать вид, будто мы тут просто стебались и бабки заколачивали. Впрочем, заколачивание бабок на концептуальных опусах – само по себе мистерия.

Так вот, зачем и как из нефти делать орнаменты, и почему именно орнаменты. Последнее объясняется проще всего: изображать что-либо жидкими углеводородами настолько неестественно, что, кроме орнаментов, ничего другого и не выходит. Художник Николай Наседкин с весны парился так и эдак, добавляя в стратегическое сырье то лаки, то присадки, чтобы добиться нужных пластических свойств.

Примерно так бальзамировщик достигает сходства покойного с его прижизненным обликом, чтобы родные и близкие не забывали, кого хоронят.

Благо, Наседкин – толковый мастер и с задачей управился. В результате возникли картинки, отдаленно напоминающие живопись традиционными материалами. Это к вопросу – как. А для чего делалось, лучше и не задумываться: умопомрачительные открываются бездны в смысле перспектив. Можно подарить ООН как символ России, или продать какому-нибудь лояльному олигарху для украшения кабинета, или еще возить от буровой к буровой в качестве культурной программы.

Бывали, конечно, опыты и позабористее. Прошлой весной, к примеру, матерый концептуалист Юрий Альберт демонстрировал живопись кровью и экскрементами – вот где дышали почва и судьба. Но и с нефтью неплохо придумано. Сразу вспоминается творческий подвиг художника Феофана Мухина, который в «Золотом теленке» портретировал овсом товарища Плотского-Поцелуева. А что, по-своему символично и преемственно: от крестьянской образности – к индустриальной. Собственно, Остап Бендер так и советовал: «Бросьте свои масляные краски. Переходите на мозаику из гаек, костылей и винтиков». До нефте-арта его воображение не добежало, но на то и потомки, чтобы корректировать отеческие прогнозы.

Николай Наседкин. «Орнамент. Живопись нефтью». В Крокин-галерее (Б. Полянка, 15) до 13 февраля.

Новости и материалы
Стало известно, что станет с авторынком в России к концу года
Бывшего сенатора РФ Шпигеля освободили от наказания по делу о взятке
В Кремле не стали комментировать утверждения США о военных КНДР в Курской области
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Все новости