В пятницу стало известно, что правительство Чехии начало прием заявок на аукцион по продаже третьего в стране производителя стали Vitkovice Steel.
За чешский актив собираются побороться крупнейшие стальные компании, в том числе российская «Северсталь».
Vitkovice Steel – единственный неприватизированный металлургический комбинат в Чехии. Сейчас, после того страна в мае 2004 года вступила в Евросоюз, чешскому правительству скорейшая приватизация комбината стала как нельзя более на руку.
Ведь присоединение к ЕС для стран Восточной Европы означает повышение тарифов на электроэнергию и рост оплаты труда, а значит рост издержек и в цене конечной продукции.
Время сейчас как нельзя более удачное: цены на сталь все еще находятся на пике, Vitkovice Steel может быть реализована по максимальной цене. По прогнозам аналитиков, некоторый спад в металлургической отрасли может начаться уже во второй половине 2005 года.
Чешское правительство рассчитывает выручить за Vitkovice Steel $118 млн. По прогнозам аналитиков, цена может превысить $200-250 млн. По словам начальника комиссии по приватизации, сотрудника Министерства торговли и промышленности Чехии Мартина Песины, о желании поучаствовать в тендере заявляли семь компаний. Называть их чиновники отказываются.
Господин Песина уточнил, что тендер будет проходить в два этапа: в течение первого правительство Чехии будет принимать заявки от всех желающих. А до участия во втором туре будут допущены лишь те компании, бизнес-план которых будет гарантировать жизнеспособность Vitkovice Steel и минимальную занятость до 2008 года.
Прием заявок на участие в тендере продлится до 31 января 2005 года.
О своей заинтересованности в приобретении чешской компании в разное время заявляли российская компания «Северсталь», украинский «Индустриальный союз Донбасса», европейский Arcelor, американские Nucor Corp. и US Steel. А также формирующийся сейчас путем объединения трех компаний (голландских Ispat International и LNM Holding и американской компании Internetional Steel group) новый стальной гигант Mittal Steel.
Именно Mittal Steel с августа 2004 года, когда чешским правительством было принято принципиальное решение о приватизации, считалась фаворитом, так как LNM Holding уже контролирует дочку Vitkovice Steel, Vysoke Pece Ostraya и активы ее основного партнера Ispat Nova Nut. Но, по сообщению Financial Times, компания может быть исключена из числа участников тендера из-за конфликта вокруг поставок чугуна между Vitkovice Steel и Nova Hut.
Участие в тендере «Газете.Ru» подтвердил представитель пресс-службы «Индустриального союза Донбасса» Юрий Лобко. Компания «Северсталь», как, впрочем, и остальные потенциальные претенденты, факт подачи официальной заявки на участие в тендере пока не комментирует. Пресс-секретарь компании Лада Астикас лишь сообщила, что «Северсталь» по-прежнему заинтересована в приобретении этого актива, так как это отвечает глобальной стратегии компании. Сумму, которую готовы потратить за актив, в обеих компаниях назвать отказались.
Стратегию российского холдинга в 2004 года описал в общих чертах генеральный директор Алексей Мордашов, заявив о желании через несколько лет вывести свою компанию в пятерку мировых лидеров с объемом производства около 100 млн тонн металла в год.
На пути к выполнению поставленной задачи «Северсталь-групп» в 2003 году уже приобрела американский сталелитейный концерн Rouge Industries Inc за $285 млн. В данный момент холдинг так же ведет переговоры о приобретении канадской компании Stelco и итальянского концерна Lucchini.
Заинтересованность компании в активах в Восточной Европе в первую очередь связана с возможностью напрямую выйти на европейские рынки сбыта. Кроме того, многие российские предприятия, и «Северсталь» – не исключение, заинтересованы в покупке небольших заводов в Восточной Европе, которые могли бы подстраховать их от введения антидемпинговых пошлин со стороны ЕС. В этом отношении Европейский союз держит пальму первенства: из-за антидемпинговых мер ЕС отечественные компании ежегодно теряют порядка $250 млн. Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Станислав Клещев также указывает на то, что производство в странах Восточной Европе, даже после их в ЕС и повышения себестоимости продукции, остается одним из самых дешевых в мире, этим и объясняется растущий интерес к нему.