Ужесточение правил въезда и выезда касалось нескольких положений двух законов. В среду Госдума рассматривала их в первом чтении.
Депутаты с готовностью и сплоченно голосовали за любое ужесточение. Вопрос из зала был только один, сразу после него депутаты нажали на кнопки. «За» — 353 депутата. 44 против, шестеро воздержались.
Единодушие депутатов взялось неизвестно откуда, так как информация о рассматриваемых поправках, зачитанная с трибуны главой комитета по госстроительству Владимиром Плигиным, была очень скупой. Он отметил, что предлагается внести около ста изменений, а основные коснутся статей 24, 25, 26 закона «О порядке выезда и въезда в РФ». Для начала депутаты отдельной поправкой решили убрать из обсуждаемых законов путаницу в названиях документов, с которыми иностранцы могут передвигаться по России. Вместо упоминавшихся ранее по разным поводам «паспорта моряка», «служебного паспорта», «дипломатического паспорта» и «иного» теперь в законе везде будет значиться словосочетание «заграничный паспорт».
Основные изменения коснутся статьи 26 закона «О порядке выезда и въезда в РФ». В части «санитарных норм» предлагается оставить уже принятые в 1996 году норму о запрете на въезд в Россию для ВИЧ-инфицированных (в случае долговременной визы, свыше трех месяцев). В визе будут отказывать, если иностранец при подаче в МИД заявки на визу не предоставил справку, которая подтверждает у него отсутствие ВИЧ-инфекции. Визу не дадут, пока соответствующая справка об отсутствии болезни не будет представлена.
Решительным новшеством закона станет запрет на долговременную визу для иностранцев, больных наркоманией.
В принятом в среду тексте никак не объясняется, как желающий надолго приехать в Россию иностранец будет доказывать отсутствие у себя наркозависимости.
Кроме того, в визе откажут, если запрашивающий «страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для общества». В интервью «Газете.Ru» Плигин пояснил, что ко второму чтению депутаты дополнят законопроект поправкой, по которой «перечень заболеваний, с которыми нельзя въезжать на территорию страны, будет определяться правительством по представлению Минздрава».
Впрочем, самая жесткая норма новой редакции 26-й статьи касается политических врагов Российской Федерации.
Десятый пункт закона «О въезде…» — это ноу-хау, которого в прежней редакции не было даже в намеках. Если прежде законом предусматривалась лишь возможность отказать в визе «в целях обеспечения безопасности государства», то теперь иностранцам будет куда конкретнее указано, чего не следует делать, если хочешь поехать в Россию. Итак, иностранцам откажут в визе или даже запретят въезд в страну сроком на пять лет, если они:
1) «совершили действия явно неуважительного характера по отношению к РФ»;
2) «…по отношению к федеральным органам госвласти»;
3) «…по отношению к госсимволам РФ»;
4) «…по отношению к исторически сложившимся (существующим) и общепризнанным в РФ духовным, культурным или общественным ценностям»;
5) «нанесли РФ материальный ущерб».
Это даже не все. В той же статье упомянуты как причина для отказа в визе «иные неуважительные или недружественные действия в отношении РФ», суть которых вообще никак не разъяснена.
Что такое оскорбление органов власти, равно как и то, что является сложившимися в РФ ценностями, депутаты не объясняют никак.
В той же статье авторы закона только назвали перечень органов, которые и будут определять степень неуважения иностранцев к РФ. Это – президент, правительство, сама Госдума и Совет федерации. Исходя из каких критериев В. Путин, М. Фрадков, С. Миронов и Б. Грызлов будут определять вредность того или иного иностранца, не описывается.
За разъяснением этой нормы «Газета.Ru» обратилась к разработчику поправок председателю профильного комитета Владимиру Плигину. Он призвал госорганам доверять.
— Владимир Николаевич, норма закона о запрете въезда в Россию иностранцам, неуважительно высказывавшимся в отношении госорганов или госсимволов, уже вызвала недовольство в западной прессе. Вы можете сказать, каков критерий неуважительного отношения?
— Он и не должен быть конкретно прописан. В рамках редактирования ко второму чтению мы будем ставить вопрос об уточнении перечня лиц и организаций, которые вправе выносить подобные решения.
Речь идет об иностранцах и лицах без гражданства, которые идеологически, политически или финансово поддерживают действия, направленные против Российской Федерации. Это, конечно же, действия наиболее вопиющего характера.
Технологически запретить въезд крайне легко, раз позиция будет выражена, Госдума или Совет федерации примет соответствующее постановление. Это всегда легко.
— Но пока, судя из текста поправки, въезд может быть запрещен, скажем, после заявления президента или правительства просто в отношении кого-либо из иностранцев…
— Вы понимаете, что эти решения будут приняты в особо значимых и особо вопиющих случаях.
— А Конституции это положение соответствует?
— У меня никаких сомнений это не вызывает.
Это право столь высоких институтов государственной власти самим определять, в отношении какого объема информации или каких действий они принимают такое решение. Поскольку уровень этих органов власти исключительно высок, то они сами могут принимать эти решения, не оправдываясь ни перед кем. Это нормальное волеусмотрение высших органов законодательной власти в любом государстве.
Выступая перед депутатами, Плигин обосновал другое положение — об ограничении пребывания иностранцев, следующих через Россию транзитом на круизных судах. По действующему закону, иностранцы могут без визы сходить с круизеров на берег в российских портах (их безвизовое пребывание в РФ ограничено 72 часами). Как объяснил Плигин, по новой редакции пассажиры судов смогут находиться без визы на территории России те же 72 часа, однако будут придуманы (видимо, ко второму чтению) какие-то способы контроля за транзитниками. Как эти способы будут выглядеть, Плигин намекнул при помощи сравнений. «Могут быть введены дополнительные меры фиксации покидания судна. В Норвегии, Швейцарии просто идет сканирование на компьютере вашего паспорта», — объяснил Плигин. Он также вспомнил про дактилоскопический контроль и антропометрию в Америке.
Второе чтение законопроекта может состояться уже в конце февраля этого года.