«Цель переговоров (между ЕС и США. – «Газета.Ru»), которые будут длиться три месяца, — устранить различные типы субсидирования и добиться справедливой конкуренции на рынке между Boeing и Airbus», — заявил журналистам европейский торговый комиссар Питер Мандельсон.
Желание обеих сторон договориться свидетельствует о том, что они решили не доводить спор до суда, который должен был состояться по инициативе США.
6 октября прошлого года, за месяц до выборов американского президента, торговые представители США подали в ВТО жалобу на то, что с 1967 года европейские правительства одолжили концерну Airbus $15 млрд, что запрещено международным торговым законодательством. Евросоюз немедленно отреагировал ответным иском с обвинением в несправедливом субсидировании разработок Boeing в размере $23 млрд за последние 12 лет в форме налоговых льгот, военных заказов из Пентагона и от Японии.
По договоренности двух сторон, в течение ближайших трех месяцев ни Boeing, ни Airbus не получат от своих правительств никакой финансовой помощи. ЕС также согласился доработать соглашение от 1992 года, по которому максимальный размер господдержки разработок больших самолетов не должен превышать 33%.
Переговоры с США о субсидиях в авиапром можно считать первым шагом в сторону сближения с США европейского торгового комиссара Питера Мандельсона, назначенного на этот пост вместо Паскаля Лами в конце прошлого года.
Уже почти четыре года американские дипломаты пытались договориться с господином Лами о пересмотре данного документа, ведь с момента его подписания расстановка сил на мировом рынке самолетостроения изменилась в пользу Airbus.
В 1992 году Boeing контролировал 80% мировых продаж гражданских самолетов, но из года в год его доля неуклонно снижалась. В 2003 году объем продаж EADS вырос до 305 машин – это 52% рынка. США считают, что Airbus не добилась бы таких выдающихся результатов без денег европейских правительств. А теперь Airbus просит денег на строительство дальнемагистрального самолета средней вместимости A350 в пику создаваемого компанией Boeing 250-местного В7E7 Dreamliner, который должен взлететь в 2008 году.
Отмена субсидий в адрес Airbus «установила бы весьма необходимый баланс на рынке коммерческого авиастроения», заявил президент Boeing Гарри Стоунсайфер. По его словам, Boeing восхищен намерениями правительств США и ЕС, которые свидетельствуют о понимании существующей проблемы. Представители главного акционера Airbus — концерна EADS – высказываются примерно в этом же духе.
Любопытно, что американские и европейские торговые представители пошли на компромисс всего лишь за месяц до планируемого визита президента США Джорджа Буша в Европу. Он намерен попытаться восстановить трансатлантические отношения, заметно охладившиеся из-за недовольства Европы вторжением американских войск в Ирак.
У США и ЕС и без того уже были трения из-за бюрократизма европейской таможни, налоговых льгот американским экспортерам и ответного моратория Европы на ввоз генетически модифицированных пищевых продуктов.
«Вероятность заключения мира – все еще мала, но у обоих правительств есть стимул избежать судебной тяжбы, — заявил в Вашингтоне Спенсер Гриффит, представитель международной юридической фирмы Akin Gump Strauss Hauer & Feld. – Каждой из сторон есть что терять в этом споре, поэтому никто не хочет этим рисковать». «Существовала опасность того, что ЕС и США окончательно поссорятся, но это не решило бы проблемы», — заявил глава представительства ЕС в США Джон Брутон.
На новости об удачных переговорах ЕС и США акции концерна EADS во вторник выросли на 0,6% до €22,42 за бумагу, а вот акции Boeing, напротив, упали на 0,3% — до $50,82 за одну штуку.