Российские экспортеры вооружений и военной техники (ВВТ) могут считать свою задачу за 2004 год выполненной. Они смогли достигнуть роста по многим показателям экспорта, начали проникать на рынки новых стран. Как заявил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев,
стоимость поставок составила в 2004 году $5,6–5,7 млрд. Это на $200–300 млн больше предыдущего рекордного значения, достигнутого в 2003 году и составившего $5,4 млрд.
Структура российского экспорта по видам вооружений и военной техники осталась практически без изменений. Можно сказать, что и рейтинг импортеров российского оружия также стабилен.
Около половины экспорта в целом составили поставки авиационных вооружений, техники и оборудования. В основном это продукция «Сухого» — истребители и комплектующие к ним. А главным российским партнером в этой области продолжает оставаться Китай, который догоняет Индия.
Не произошло коренных изменений и среди основных экспортеров российских ВиВТ. Около $5 млрд валютных поступлений, или 90% российского экспорта, принесло ФГУП «Рособоронэкспорт». Его генеральный директор Сергей Чемезов сказал, что это на 4–5% меньше, чем в 2003 году. Тогда доля «Рособоронэкспорта» составила 94%.
Среди самых крупных поставок этого года можно назвать следующие. «Сухой» передал КНР 24 истребителя Су-30МК2 для ВМС. Общая сумма контракта, заключенного, правда, в 2003 году, составляет более $1 млрд.
НПК «Иркут» поставила в Индию в рамках контракта, заключенного еще в 1996 году, завершающую партию из 10 самолетов Су-30МКИ. Общая сумма сделки оценивается в $300–500 млн. Кроме того, в Индию начались поставки комплектующих в рамках реализации лицензионного контракта.
Планы у российских продавцов ВиВТ также очень серьезные — прежде всего, в отношениях с Индией. С индийцами было заключено несколько крупных контрактов. В частности, контракт на передачу Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» стоимостью $860–900 млн. Кроме самой поставки сделка предусматривает ремонт, переоборудование и модернизацию крейсера.
«Рособоронэкспорт» заключил крупный контракт с Китаем о поставке восьми дивизионов ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». Сумма сделки — около $970 млн.
Среди главных тенденций — переход от простых поставок ВиВТ к совместному производству их с российскими партнерами, например, с Индией. В этой связи интересно заявление представителей российской делегации в Индии, что весной следующего года между двумя странами будет заключено соглашение по защите авторских прав. Эксперты предположили, что российская сторона пытается таким путем защитить свои военные разработки при совместном изготовлении оружия с индийцами.
Однако заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил «Газете.Ru», что не понимает причин возможного заключения этого соглашения. «Я не понимаю этого. До сегодняшнего дня никаких проблем с Индией в этой сфере не возникало», — сказал эксперт.
Возможно расширение и географии российских поставок, поскольку некоторые специалисты считают концентрацию большей части экспорта на двух крупных импортерах – КНР и Индии – несколько опасной для России. Одним из важных направлений диверсификации рынка сбыта может стать Юго-Восточная Азия. Но недавние катаклизмы в этом регионе могут сорвать и без того хрупкие договоренности по поставке шести Су-30 в Таиланд.
Константин Макиенко заявил «Газете.Ru»:
«Сейчас стало известно, что в наибольшей степени от цунами пострадала Индонезия, поэтому наибольший риск срывов контрактов — в этой стране».
Нельзя забывать и о Латинской Америке, в частности, Перу и Венесуэле. Президент последней Уго Чавес сделал несколько довольно многообещающих заявлений о закупках Венесуэлой у России стрелкового вооружения и систем ПВО.
Конечно, 2004 год стал удачным для российской «оборонки». Но советские разработки начинают отставать от западных аналогов, а денег на новые фундаментальные и прикладные исследования нет.
Однако эксперты не драматизируют ситуацию. Константин Макиенко объяснил «Газете.Ru»: «Конечно, восстановить советское лидерство в области оборонных разработок не удастся, но России вполне по силам оставаться впереди и проводить исследования на приоритетных направлениях».