В четверг поздно вечером «Вымпелком» сообщил о получении окончательного решения налоговой проверки за 2001 год, согласно которому компания должна доплатить 284,9 млн рублей ($10,2 млн) налогов и 205 млн рублей ($7,4 млн) в качестве штрафов и пеней.
Большая часть этих требований (252,2 млн рублей, или приблизительно $9,1 млн) — налог на добавленную стоимость.
Окончательная сумма претензий в девять раз ниже, чем в предварительном акте налоговой проверки за 2001 год, в котором говорилось о налоговых претензиях, штрафах и пенях на 4,4 млрд рублей ($157 млн)
.
Такое резкое снижение налоговых требований в компании объясняют тем, что налоговики «приняли возражения компании касательно агентских взаимоотношений с КБ «Импульс» и сняли связанные с этим требования о выплате соответствующей суммы.
В предварительном акте проверки за 2001 год, о котором стало известно 8 декабря, ФНС утверждала, что «Вымпелком» не заплатил налоги со средств, которые он перечислял своей 100-процентной «дочке» ОАО «КБ «Импульс»», владеющей лицензией на оказание услуг сотовой связи стандарта GSM в Москве. После сообщения о предварительных налоговых претензиях акции «Вымпелкома» на Нью-Йоркской фондовой бирже подешевели на 22%.
«Мы благодарны за активную роль, которую сыграли в этом деле ряд руководящих представителей государственных органов, в том числе лица, являющиеся экспертами в вопросах Налогового кодекса РФ. Весь процесс взаимодействия между налоговыми органами и нашей компанией проходил в конструктивном ключе», — заявил Александр Изосимов, генеральный директор «Вымпелкома».
Аналитики усмотрели политическую подоплеку в таких крупных налоговых претензиях и ситуацию вокруг «Вымпелкома» сравнили с банкротством ЮКОСа. Они объясняли проблемы «Вымпелкома» ожесточенной борьбой его крупнейшего акционера «Альфа-групп» с питерским холдингом «Телекоминвест» за контроль над «Мегафоном». Никто не сомневался, что налоговый конфликт может быть разрешен только при участии крупных чиновников, к которым и обратились акционеры компании.
«Я выразил озабоченность Норвегии относительно налоговых требований, полученных «Вымпелкомом». Должно быть, это неумышленная ошибка», — заявил Берге Бренде, министр торговли Норвегии, которой принадлежит 53,2% акций национального оператора контрольный пакет компании Telenor (в свою очередь, владеет блокпакетом «Вымпелкома»). Господин Бренде обсудил судьбу «Вымпелкома» со своим российским коллегой Германом Грефом, и тот обещал разобраться.
Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, оценивая действия налоговиков в отношении «Вымпелкома», отметил, что «возникает некая атмосфера презумпции виновности, которая не стимулирует думать и вкладывать деньги». А руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин назвал налоговиков «третьей силой», плохо влияющей на фондовый рынок. По его мнению, претензии ФНС, подчиняющейся Минфину, к «Вымпелкому» даже не были согласованы с министерством.
Предварительный акт проверки за 2001 год лично изучал Сергей Шаталов, замминистра финансов, которому подчиняется ФНС. На прошлой неделе господин Шаталов заявил: «Думаю, что в результате обычной процедуры, когда со стороны компании высказываются возражения, будет снижена сумма претензий, снижение будет довольно существенным».
Аналитики ожидали существенного снижения налоговых требований еще в среду, когда компания сообщила о получении акта налоговой проверки за 2002 год, в котором ничего не говорилось об агентских отношениях между «Вымпелкомом» и дочерним КБ «Импульс» и выдвигались требования всего на $20,9 млн.
В тот же день министр информационных технологий и связи Леонид Рейман предположил, что вскоре конфликт будет урегулирован: «Я надеюсь, что дискуссия, которая идет между «Вымпелкомом» и налоговыми органами, завершится. Хотелось бы, чтоб «Вымпелком» остался той же надежной компанией».
Аналитики считают, что акционерам удалось отстоять компанию, но в будущем она не застрахована от новых неприятностей.
«Судя по всему, либералам в правительстве удалось остановить попытку использовать государственную машину в разрешении бизнес-споров. Приятно, что «Вымпелком» не стал вторым ЮКОСом, но призрак ЮКОСа витал, – говорит Алексей Яковицкий, аналитик компании «Объединенная финансовая группа» (ОФГ). — С другой стороны, «Вымпелкому» скоро понадобятся номера, поэтому у него всегда могут возникнуть новые проблемы».
По оценкам ОФГ, сумма налоговых требований к «Вымпелкому» за 2001-2003 годы могла составить $610 млн, если бы остались требования к агентскому соглашению с КБ «Импульс», теперь эта сумма может уменьшиться в восемь раз — до $75 млн.