Прошедший год был на редкость благоприятным для российских металлургических компаний. Цены на многую их продукцию выросли в 2004 году в среднем на 60%.
Благоприятная внешняя конъюнктура и традиционно более низкая, чем в других странах, себестоимость производства позволили российским компаниям, по оценкам экспертов, аккумулировать от $5 до $7 млрд свободных средств.
Рекордно высокие цены на сталь обеспечил растущий спрос со стороны Китая: в 2004 году объем потребления стали в этой стране, по данным государственного центра информации Китая, составил примерно 306,1 млн тонн. А в 2005 китайское правительство прогнозирует рост потребления еще на 8%.
Но рассчитывать на то, что китайская экономика позволит металлургической отрасли и дальше получать такую же прибыль, не стоит: власти Китая проводят курс на обеспечение собственным сырьем.
Страна из чистого импортера стальной продукции может в ближайшей перспективе превратиться в экспортера. Вячеслав Жабин из ИК «Брокеркредитсервис» полагает, что такая политика со стороны Китая в ближайшие годы, безусловно, отразится на рынке металла.
Аналитик напоминает, что металлургическая отрасль циклична, и если «в 2001 году рынок находился в нижней точке спада, то сейчас металлургическая отрасль – на пике». Рост потребления со стороны Китая отодвинул очередной циклический спад, но он неизбежен, и, по прогнозам аналитиков, цены постепенно поползут вниз уже во второй половине 2005 года.
Не меньше экспертов о цикличности своей отрасли знают и сами металлурги. В 2004 году крупнейшие компании в буквальном смысле ловили момент. Торопясь извлечь из сверхприбылей максимальную пользу, большая часть стальных компаний провела модернизацию производств. Немалые средства, как свои, так и заемные, были направлены на приобретение новых активов, особым спросом из которых пользовались сырьевые. Что, впрочем, и неудивительно, ведь цены на сырье в 2004 году ничуть не уступали в росте стальным. Сырьевые активы выглядят еще более привлекательными, если учесть, что в 2005 году рост цен на железорудное сырье прогнозируется как минимум на 20%.
Сделкой года в цветной металлургии стала весенняя покупка «Норильским никелем» 20% южно-африканской золотодобывающей компании Gold Fields (GF) за $1,16 млрд. Теперь компания пытается полностью поглотить GF при помощи другого золотодобытчика из ЮАР – Harmony Gold. На рынке практически не сомневаются, что рано или поздно сделка состоится, и в мире появится новый, крупнейший по объемам добычи концерн.
В первом квартале 2005 года свои сырьевые проблемы отчасти решит и крупнейший в России алюминиевый холдинг «РусАл». К этому времени компания планирует завершить сделку по приобретению 20% акций крупнейшего в мире производителя глинозема австралийского завода Queensland Aluminia Limited. Кроме этого в 2004 году в отсутствие конкурентов «РусАл» выиграл аукцион на право разработки Северо-Онежского бокситового месторождения.
Однако ситуация с сырьевой обеспеченностью в цветной металлургии по-прежнему стоит довольно остро: «РусАл» импортирует бокситы из Гвинеи. «Суал» уже не первый год пытается реализовать проект «Коми Алюминий», но собственных средств явно не хватает. В качестве партнера российская компания пытается привлечь мирового лидера — Alcoa, но переговоры успехом пока не увенчались. УГМК уже давно ждет аукциона по Удоканскому меднорудному месторождению. В 2004 году, как и годом ранее, аукцион по продаже месторождения не состоялся. Но рано или поздно торги проведут, и бороться за актив российским металлургам предстоит с казахским гигантом — компанией «Казахмыс».
В 2005 году на рынке прогнозируют продолжение борьбы наших компаний за зарубежные активы. Небывалую активность в этом отношении в ушедшем году уже проявила российская «Северсталь-групп». Приобретя в феврале американскую компанию-банкрот Rouge Industries, «Северсталь» сейчас ведет переговоры с еще двумя иностранцами. За канадскую Stelco российская компания уже второй месяц сражается с Deutsche Bank, переговоры о поглощении ведутся также с итальянским металлургическим концерном Lucchini. Кроме того, холдинг Алексея Мордашова, стремясь войти в пятерку крупнейших стальных компаний мира, ждет приватизации чешского меткомбината Vitkovice и турецкого Erdemir. О своем интересе в приобретении активов за рубежом, в частности в странах Азии, неоднократно заявлял «ЕвразХолдинг».
Аналитики также не исключают, что вслед за «Норильским никелем» и «Стальной группой «Мечел», удачно выступившими в 2004 году с IPO, на западные фондовые биржи потянутся и другие игроки. Уже сейчас, увеличивая свою долю в уставном капитале «дочек», к IPO готовится Новолипецкий меткомбинат. Возможно, в 2005 на международные рынки капитала выйдет и Магнитогорский металлургический комбинат, менеджмент которого аккумулировал более 90% акций компании, выкупив доли ММК у государства и челябинского «Мечела».
Интерес металлургов к зарубежным компаниям объясняется двумя основными причинами: близостью к рынкам сбыта (порядка 50% продукции российских компаний идет на экспорт) и возможностью при помощи иностранных активов обходить многочисленные антидемпинговые пошлины. Заградительные барьеры для российского экспорта металла остаются крайне высокими. Так, порядка $250 млн в год отечественные компании теряют из-за антидемпинговых мер Евросоюза — основного импортера российской стали.