Виталий Слизень, руководитель департамента госполитики Мининформсвязи, заявил «Газете.Ru», что в следующем году для сотовых операторов будут разработаны правила недискриминационного доступа: компаниям придется делиться друг с другом сотовыми вышками для установки базовых станций.
Сейчас вместо того, чтобы осваивать новые населенные пункты, каждый крупный оператор ставит вышку там, где уже работают его конкуренты, что, по мнению господина Слизеня, серьезно замедляет развитие сотовой связи и мешает расширению зоны охвата сетей.
Подобную модель Мининформсвязи уже разработало для операторов фиксированной связи. В подзаконном акте «Правила присоединения и взаимодействия сетей электросвязи», который сейчас рассматривается в правительстве, говорится, что местные операторы обязаны предоставлять операторам дальней связи «последнюю милю» (каналы доступа к абонентам), чтобы они не строили дублирующие сети.
Операторы «большой тройки» еще в конце марта 2004 года заговорили о возможном сотрудничестве при строительстве новых сотовых вышек и базовых станций, которые на них устанавливаются. Такое сотрудничество, очевидно, должно сократить расходы компаний.
Покупка и установки каждой вышки обходится операторам в $100 тыс., сюда еще добавляются ежемесячные расходы за аренду участка, охрану и обслуживанию вышки.
Но в отличие от «Би Лайна» и «Мегафона», МТС была против тиражирования совместного строительства. Теперь же, если новые правила будут приняты, оно станет обязательным.
«Достаточно разумно делить вышки под базовые станции и совместно использовать элементы инфраструктуры, — отмечает Андрей Брагинский, руководитель департамента внешних связей МТС. — Мы готовы к диалогу с нашими конкурентами».
В «Би Лайне» тоже одобряют предложение министерства, но против такой обязательности недискриминационного доступа. «Сама инициатива понятна и верна. В наших интересах такое взаимодействие с конкурентами. Так, мы с МТС уже вместе ставим базовые станции в Москве, — говорит Юлия Остроухова, пресс-секретарь «Вымпелкома» (торговая марка «Би Лайн»). – Но еще непонятно, как будут формулироваться эти правила. Если в обязательном порядке нужно будет предоставлять доступ конкурентам, это может сказаться отрицательно на работе компании: каждая сотовая компания имеет свой собственный стиль работы и маркетинговую стратегию».
«Я не совсем согласна с тем, что покрытие не будет сильно увеличиваться, — говорит Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting. – Чтобы потеснить уже присутствующего на рынке игрока, новой компании, наоборот, нужно развиваться вглубь. В следующем году мы как раз ожидаем усиление экспансии операторов «большой тройки» в регионы.
Но крупнейшие операторы не очень дружат между собой, поэтому вряд ли они будут везде делиться друг с другом сотовыми вышками».