В среду министерство торговли Китая сообщило о готовящейся отмене антидемпинговых пошлин на импорт холоднокатаной стали из России. Ограничения были введены в декабре 1999 года сроком на пять лет. По истечении этого времени, в соответствии с китайским законодательством, все заинтересованные лица могли подать в министерство торговли просьбу о продлении защитных мер.
Но поскольку соответствующих заявок в министерство торговли Китая в установленный законом срок так и не поступило, то с 30 декабря 2004 года антидемпинг в отношении российской стали будет отменен.
Из-за увеличившегося в 2004 году объема экспорта стали в Китай с дефицитом этой продукции столкнулись японские автомобилестроители. В декабря компания Suzuki Motor Co. в связи с нехваткой стали приостановила производство на двух своих заводах: запланированный объем выпуска был сокращен на 13 тысяч автомобилей.
По той же причине дважды за декабрь приостанавливала производство Nissan Motor Co. Компания сделает это и в третий раз — уже в марте 2005 года. Общие потери составят около $50 млн, недопроизводство автомобилей — порядка 15 тысяч единиц.В июне 2004 года Евросоюз начал антидемпинговое расследование в отношении российских НЛМК и «ВИЗ-Сталь». Тогда европейские компании обратили внимание на то, что доля российской стали в Европе возросла с 2000 года на 20%, что превышает 50 000 тонн. Объяснялось это обстоятельство тем, что металл из России значительно дешевле, чем выплавленный в Европе.
Китай остается основным импортером российской стали в Азии. Однако большая часть экспортных поставок из России осуществляется в страны Евросоюза, где антидемпинговые пошлины и квоты по-прежнему высоки.
Квота российских предприятий на поставку металлопродукции в 2004 году с учетом расширения ЕС составляет около 1,8 млн тонн. В 2005 году она может быть увеличена на 7%.
А с момента вступления России в ВТО, как уверяет директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, экспорт российской стали в ЕС будет свободным, то есть без квот.
Однако пока потери российских металлургов от протекционистских мер Евросоюза составляют, по данным Минэкономразвития, порядка $250 млн в год.
Не лучше обстоят дела и с экспортом в США. Еще в 1998 году американское правительство постановило, что кризис металлургии в стране вызван не внутренними причинами, а резким ростом демпингового импорта, и приняло закон, ограничивающий импорт стали в США до 29 млн тонн. Пошлины для российских поставщиков составили свыше 200%.
В 1999 году общий объем экспорта российской стали всех видов в США упал по сравнению с предыдущим годом в пять раз.
В 2002 году помимо квот были установлены еще и временные повышенные пошлины на импорт российской стали. Размер этих пошлин – 30% – превышал размер обложения металлоимпорта из других стран – на уровне 18%. Правда, в 2003 году под нажимом Всемирной торговой организации США вынуждены были отменить пошлины. Однако российские производители, напуганные такого рода оградительными мероприятиями, сократили свой и без того небольшой экспорт в США до минимума.