Deutsche Bank AG обратился в суд Хьюстона с ходатайством отклонить иск ЮКОСа о признании банкротом этой российской нефтяной компании, сообщило агентство Reuters со ссылкой на судебные документы, обнародованные в среду.
Адвокаты Deutsche Bank утверждают, что признание ЮКОСа банкротом согласно 11-й главе Закона о банкротствах США – это «вопиющая попытка искусственно сфабриковать базис для юрисдикции».
Deutsche Bank заявляет, что у ЮКОСа «нет никакой реальной или персональной собственности и он не ведет никаких деловых операций», которые подпадали бы под юрисдикцию американского законодательства.
Оспаривается и еще одно основание для решения о признании банкротом: по заявлению Deutsche Bank, финансовый директор компании Брюс Мизамор «перебрался (в Хьюстон) менее чем за две недели до подачи иска» о признании банкротом. Также банк полагает, что суд не должен вмешиваться в «налоговый спор между Российской Федерацией и одним из ее корпоративных субъектов».
Аналитик ИК «Финам» Мария Радина считает, что одна из причин, по которой Deutsche Bank протестует против банкротства ЮКОС, — в том, что банк участвовал в кредитовании этой компании: «Deutsche Bank входит в синдикат зарубежных банков, которые выделили ЮКОСу два кредита ($1 млрд и $1,6 млрд). В частности, Deutsche Bank участвовал в выдаче кредита в размере $1 млрд».
Накануне стало известно, что компания ЮКОС 27 декабря пропустила ежемесячный процентный платеж по кредиту, выданному компании западными банками.
Об этом сообщило рейтинговое агентство Standard & Poor`s, которое снизило долгосрочный корпоративный рейтинг и рейтинги основных обеспеченных обязательств ЮКОСа с СС до D, что означает «дефолт».
Пропущенный платеж последовал вслед за обращением ЮКОСа в суд США и после решения американского суда о вынесении временных запретительных ограничений на операции с активами ЮКОСа.
«Очевидно, Deutsche Bank неясно, как будут погашаться долги компании в будущем, ведь в случае банкротства ЮКОСа произойдет остановка в выплате кредита. Тогда как до последнего времени оплата происходила напрямую: в пользу погашения кредита списывалась часть выручки, полученной в результате экспортных поставок нефти ЮКОСа», — говорит Мария Радина.
Еще одна причина, по которой Deutsche Bank выступает против банкротства ЮКОСа, а значит, и за снятие обеспечительных мер, — в том, что банк не оставил желания кредитовать покупку «Юганскнефтегаза». Как уже сообщала «Газета.Ru», Deutsche Bank возглавлял синдикат зарубежных банков (ABN Amro, Calyon, J.P. Morgan, Dresdner Kleinwort Wasserstein), которые должны были выдать «Газпрому» кредит на покупку «Юганскнефтегаза» в размере 10 млрд евро.
Однако за два дня до аукциона по продаже этого предприятия суд по банкротству в Хьюстоне вынес решение о временной приостановке всех операций с активами ЮКОСа.
Опасаясь судебного преследования, зарубежные банки отказали «Газпрому», который, в свою очередь, проиграл аукцион по «Юганскнефтегазу».
Победителем торгов стала фирма «Байкал Финанс Групп», которую на прошлой неделе приобрела «Роснефть», не располагающая средствами на расплату за «Юганскнефтегаз» (у компании большие долги). А теперь еще покупателю вместе с активами достались и проблемы НК, в том числе — долги за электричество, которые на 24 декабря составили 232 млрд рублей. Поставщик электроэнергии — «Уральская энергетическая управляющая компания» заявила об ограничении поставок. Топ-менеджеры «Роснефти» в официальном письме на имя руководства управляющей компании заявили, что «Роснефть» планирует завершить оформление прав собственности на 100% голосующих акций (76,79% уставного капитала) ОАО «Юганскнефтегаз» до конца 2004 года и начать расплачиваться с долгами. Пока же «Роснефть» попросила энергетиков снять ограничения на поставки.
В пресс-службе «Роснефти» отказались от комментариев на эту тему: «Более того, что мы сообщили накануне пресс-конференции президента Владимира Путина, мы сказать не можем. Возможно, в ближайшее время — сегодня-завтра – мы сделаем очередное заявление».
Но аналитики считают маловероятным, что «Роснефть» успеет за два оставшихся дня завершить покупку. «Для того чтобы завершить оформление прав собственности, «Роснефти» необходимо расплатиться по этой сделке. Речь идет о $7,6 млрд, которые компания самостоятельно привлечь не сможет, так как на балансе «Роснефти», судя по опубликованной отчетности по US GAAP, — более $2 млрд задолженности», — говорит аналитик «Финама» Мария Радина.
По ее мнению, найти необходимую сумму можно будет через российские банки, которые для «Роснефти» привлекут кредит в западных банках.
В ИГ (организация запрещена в России) «Атон» считают, что
единственной реальной возможностью привлечения денег для «Роснефти» остается обращение к тем же банкам, которые собирались предоставить финансирование «Газпрому», причем «Газпром» в этом случае должен стать гарантом по кредиту ввиду больших долгов «Роснефти».
«Вообще Deutsche Bank, который, видимо, все-таки хочет продолжить работу по кредиту, удобнее было бы дать кредит либо «Газпрому», либо «Роснефти» (в зависимости от того, кто станет конечным покупателем «Юганскнефтегаза»). Но если суд отклонит ходатайство Deutsche Bank и он не откажется от выдачи кредита, банку придется кредитовать российские банки, которые по сумме своих активов самостоятельно не могут прокредитовать покупателя «Юганскнефтегаза» без нарушения нормативов», — говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Судебные слушания в суде Хьюстона продолжатся 6 января. По мнению аналитика «Проспекта», «теперь все будет зависеть от того, какое решение примет суд Хьюстона по протесту Deutsche Bank».
В любом случае до Нового года оформить кредит будет нереально. «Если только оформление прав собственности на «Юганскнефтегаз» не проведут задним числом, как это было с продажей «Газпромом» «Газпромнефти»», — заключает Дмитрий Мангилев.