В четверг на пресс-конференции в Доме кино были названы основные претенденты на премию «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Саму премию будут раздавать, как и в прошлом году, на «Мосфильме», 29 января.
На пресс-конференции председатель Экспертного совета премии киновед Кирилл Разлогов ограничился кратким вступительным словом и предложил задавать вопросы. Журналисты скорбно молчали – вопросов не было. «Что, совсем вопросов нет?» — несколько смутившись, поинтересовался ведущий. Действительно, вспомнив, какие страсти кипели на подобной пресс-конференции в прошлом году, впору тоже поскрести в затылке.
Между тем ничего удивительного нет – время лечит все.
Первое время всех занимало соперничество новорожденного «Орла» с «Никой» — народ желал ясности, как малолетний герой фильма «Мимино»: «Валико, если твой вертолет с танком цепью связать, кто победит?».
«Цепь» — ответил мудрый Валико. Так и случилось – ни «Орел» не заклевал «Нику», ни «Ника» «Орла» крыльями не забила. Оба победили и все как-то привыкли к сосуществованию двух крылатых кинопремий, к которым незаметно присоединился еще и «Золотой Овен», премия кинокритиков.
Вопрос «кто главнее» был снят с повестки дня, а оставшийся вопрос «какой фильм лучший» оказался вовсе не так интересен. Потому как скользкое это понятие – «лучший», слишком много в нем вкусовщины. Для ответа на вопрос «какой больше понравился зрителям» никаких академий собирать не требуется, сами зрители и голосуют – купюрами в кассе кинотеатра. Как известно, в этом году планку в $1 млн кассовых сборов преодолели шесть российских фильмов: «Ночной дозор», «Личный номер», «72 метра», «Водитель для Веры», «Даже не думай-2» и «Всадник по имени Смерть».
Понятно, что понятия «хороший фильм» и «популярный фильм» отнюдь не тождественны и профессиональная оценка не всегда совпадает с массовой. Но в таком случае квалификация профессионалов не должна вызывать сомнений. А в данном случае – судите сами. Судя по номинационным спискам, в уходящем году внимания достойны были лишь шесть фильмов: «72 метра» (4 упоминания в номинаниях), «Водитель для Веры» (6), «Мой сводный брат Франкенштейн» (5), «Папа» (5) и парящий над всеми фильм «Свои». Лента Дмитрия Месхиева в 12 «киношных» номинациях засветилась 11 раз! Это основные претенденты – все масштабные, государственного значения ленты.
Присутствует в списках, правда, и «Ночной дозор», выдвинутый, кстати, той же кинообщественностью аж на «Оскара». Но это явно хлопоты «Первого канала», который значится среди учредителей «Золотого орла».
Иначе было бы с «Дозором» то же самое, что и на «Золотом овне», когда из ста критиков, принявших участие в первом этапе голосования, за самый кассовый постсоветский фильм отдал свой голос только один человек. Впрочем, на «Орле» он тоже сидит бедным родственником на приставном стуле – фильм Бекмамбетова от щедрот сунули в номинации, которые обычно вручают без присутствия прессы – лучший художник-постановщик, звукорежиссер, оператор и женская роль второго плана.
С другой стороны, если «Орел» заявляет себя премией профессионалов и решительно дистанцируется от «попсы», то не очень понятно отсутствие в номинантах «Настройщика» Киры Муратовой, собравшего целый букет премий «Времени жатвы» Марины Разбежкиной и некоторых других фильмов. Кирилл Разлогов объяснил это тем, что на первом этапе голосования анкеты заполняют члены Союза кинематографистов, а это тысячи людей (в этом году пришло 3628 анкет). Вот, дескать, и выбирают то, что на слуху и нашумело, отсюда и «Бедная Настя» в кандидатах на лучший сериал.
Так у нас «народное» или «профессиональное» голосование?
Если вспомнить средний возраст членов Союза кинематографистов, (а об этом «профсоюзе творцов» после скандального съезда и последующих михалковских «зачисток» бунтарей и вспоминать-то не хочется), то самым точным эпитетом будет «собесовское». И второй тур голосования, когда победителей отберут академики и членкоры, респектабельности не прибавит. Хотя бы потому, что президент Академии Владимир Наумов на пресс-конференции так и не вспомнил, сколько же у него в академии членов, а один из журналистов заверил всех, что пофамильных списков просто не существует, по крайней мере, ему так и не удалось их получить после полугодичных усилий.
Увы, но «Золотой орел» вовсе не «профессиональный приз», присуждаемый «за вклад в культуру нации», «формирование всесторонней и гармоничной личности кинозрителя» и выдающиеся достижения в области кинематографии», как уверяет пресс-релиз, а просто металлическая цаца из полкило серебра и 87 граммов золота.
Поэтому и вопросов нет.