Airbus получил первый заказ на А350 от Air Europa спустя всего две недели после того, как его акционеры — европейский оборонный концерн EADS и фирма BAE Systems — одобрили программу по созданию семейства дальнемагистральных самолетов средней вместимости, которое будет конкурировать с американским Dreamliner разработки Boeing.
Коммерческий директор Airbus Джон Лихи заявил, что сотрудничество с Air Europa «особенно приятно, поскольку парк авиакомпании полностью сформирован из самолетов Boeing». У Air Europa, третьего по величине перевозчика Испании, действительно 32 Boeing, а именно 27 В737 и 5 В767.
В Airbus также говорят, что поставка 245-местных А350 испанской авиакомпании начнется в 2010 году.
А до этого в течение ближайших двух лет Air Europa планирует арендовать один A340-200 — дальнемагистральный самолет вместимостью до 400 человек с четырьмя двигателями, более длинный диапазон, реактивный самолет с четырьмя двигателями, и два новых А330-200 вместимостью до 380 человек.
По договоренности с акционерами Airbus приступит к выпуску А350 только после того, как получит достаточное количество заказов.
Гендиректор Airbus Ноэль Форгард рассчитывает к июню будущего года, к авиационной выставке Ле-Бурже, заключить контракты на производство 50 машин.
А Джон Лихи уточнил, что компания ведет на этот счет серьезные переговоры с Qatar Airways, Aer Lingus Group (Ирландия) и Korean Air и еще шестью перевозчиками.
По словам господина Форгарда, первый A350 взлетит в 2009-м или 2010 году. Для реализации этой программы Airbus требуется €3 млрд, что значительно меньше, чем стоимость разработки Dreamliner (около $6 млрд): A350 представляет собой доработку существующего уже А-330-200, тогда как Boeing 7Е7 собирается с нуля.
Поэтому серийный А350, утверждают в Airbus, будет стоить гораздо дешевле американского 7Е7, оцененного примерно в $120 млн за машину; каждый А350 обойдется Air Europa примерно в $50 млн.
Но в данном случае эта цифра не показатель, потому что стартовые заказчики, как правило, премируются скидками. Вероятнее всего, самолет будет стоить дороже, но вряд ли больше $100 млн.
Этот факт не смущает Boeing. В компании говорят, что не собираются снижать цены на свой 7Е7 из-за планов европейского соперника. «Мы спокойны, поскольку Airbus предстоит столкнуться с трудностями при попытке захватить значительную долю на рынке, если только они не предложат нечто совершенно новое, а это требует времени», – заявил вице-президент Boeing по программе Dreamliner Майкл Бэр.
По замыслу американцев проблем с продажами этих лайнеров не возникнет, потому что 7Е7 будет потреблять на 20% меньше топлива, чем Аirbus 330-200. Впрочем, А350, вероятнее всего, будет укомплектован теми же двигателями, что и Dreamliner, и станет тоже весьма экономичной машиной.
Dreamliner сможет перевозить 200-250 пассажиров на расстояние около 16 тыс. км. Его ближайший конкурент производства Airbus А-330-200 вместимостью 253 человека может преодолевать лишь 12 тыс. км. Создаваемый А-350 с 245 пассажирами на борту сможет пролететь без дозаправки 14 тыс. км.
В Boeing уверены в успехе 7Е7 и объем рынка на ближайшие 20 лет оценивают в 3 тыс. таких машин.
Представитель российского офиса корпорации Виктор Аношкин уточнил, что на сегодняшний день у Boeing есть твердые заказы на выпуск 112 7Е7 с учетом 30 Dreamliner, о готовности закупить которые объявила в среду Japan Airlines.
Сумма контракта составляет $3,6 млрд, он предполагает также опцион на производство еще 20 машин.
Вице-президент Boeing по маркетингу Рэнди Бейселер говорит, что всего же корпорации поступило 30 заявок от 200 авиакомпаний на 600 машин. Заключить сделки по 200 из них он собирается до конца 2004 года. А первые серийные экземпляры В7Е7 Dreamliner, как ожидается, взлетят в 2008 году.