Владимир Путин провел пресс-конференцию для российской и зарубежной прессы. В Кремле такую конференцию традиционно называют «большой» в том смысле, что она проводится раз в год, собирает большое число журналистов со всего мира и не приурочена к какому-то конкретному событию. На этот раз пресс-конференция была еще и чрезвычайно долгой. Президент вообще каждый новый год своего правления все дольше общается с народом и прессой. Последний рекорд длительности Путин поставил на прошлогодней встрече с прессой — 2 часа 45 минут. Сегодня он добавил к своему рекорду еще 18 минут. Это при том, что пресс-секретарь Путина Алексей Громов хотел «закруглить» пресс-конференцию примерно за полтора часа до ее конца.
Отбросив многочисленные повторы и отступления, президент успел ответить на большинство наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики даже за те полтора часа, что изначально отводились на мероприятие.
Тем не менее так вышло, что, даже отвечая на принципиальные вопросы, президент нередко избегал прямых выражений, предпочитая уходить в далекие экскурсы в международный опыт.
Вообще, нынешняя пресс-конференция показала президента очень знающим человеком. Показалось, что глава российского государства знает вообще все: как голосовали афганские беженцы в Пакистане, что происходит в маленьких городах Ирака, сколько градусов мороза в отдельных улусах Якутии, как устроено правительство Ливана и каков уровень безработицы в Польше.
Нынешняя пресс-конференция также показала президента, наверное, более агрессивным, чем прежде. Президент часто переходил на повышенную интонацию, отпускал фразы вроде: «Что, непонятно что ли!?», позволял себе откровенно оскорбительные высказывания в адрес некоторых иностранных лидеров. Вообще почти вся агрессия президента была направлена против внешних сил. Едва начав говорить о взаимоотношениях с Михаилом Саакашвили, Путин объявил, что нынешнее грузинское руководство «получает зарплату у Сороса». Отдельная история вышла с Александром Квасьневским, президентом Польши. Вчера в польской прессе появилось интервью последнего о событиях на Украине. Среди прочего Квасьневский сказал там, что «Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной», отзывался о соратнике нашего президента Борисе Грызлове как о не самом умном человеке и вообще критически оценивал действия России в украинском кризисе.
Ответ Путина был жесток. Для начала отметив свои давние хорошие отношения «с Александром», Путин поставил поляка на место. Как бы между прочим, Путин вспомнил, что Квасьневский старый комсомольский вожак, что скоро у него закончится срок и он сейчас «ищет новую работу».
Все заявления Квасьневского Путин назвал «неуместными». Тут вдруг и проявилась всеохватная эрудиция президента. Он знает всю экономическую статистику Польши. Там 20% безработицы и 92 млрд евро внешнего долга. «Им о доме надо думать!» — весело пошутил российский лидер.
Отдельной чертой нынешней речи Путина стали шпионские сводки. Несколько раз, по самым невероятным темам, президент бросался фразой «по нашим данным», не уточняя, по чьим именно.
Самое главное, что за фразой «по нашим данным» следовал какой-либо абсолютно не проверяемый формальными методами факт. Например, «по нашим данным», мешки с избирательными бюллетенями на недавних выборах в Афганистане за целую неделю до даты плебисцита завозили из Пакистана. «По нашим данным», только вчера в девяти городах Ирака шли бои.
Однажды в речи Путина всплыли совсем дремучие мотивы. Разговаривая об Украине и давая понять, что готов работать с Виктором Ющенко, будь тот избран новым президентом, глава государства вдруг вспомнил про сионистов.
«Единственное, на что мы рассчитываем, что в окружении Ющенко не будет людей, которые строят свою активность на антироссийских, сионистских лозунгах».
Менее новым было обращение президента Путина к эротическим образам, а также ко всему тому, что литературоведы назвали бы категориями материально-телесного низа. Когда-то Путин намекал на обрезание иностранному журналисту, сегодня президент искрометно шутил о том, что за «розовой революцией» (в Грузии) может последовать «голубая революция». Говоря о свободе слова в России, президент вспомнил итальянскую шутку, что настоящий мужчина должен всегда пытаться, а настоящая женщина – сопротивляться. Под мужчиной Путин подразумевал себя и всю власть страны, которые могут пытаться ограничить свободу слову, а под женщиной – прессу, которая не должны даваться.
Для словесной агрессии в отношении Запада президент всегда находил место. Говоря о Курильских островах, Путин объявил, что эту проблему в отношениях с Японией «надо зачистить». На вопрос корреспондента о визите в Японию президент не ответил, а просто напомнил репортеру Kyodo текст Российско-японской декларации 1956 года.
Президент также вскрыл факты вопиющих фальсификаций на недавних выборах президента Америки и тут же поставил это на вид Госдепартаменту, который смеет обвинять Москву в предвзятом отношении к выборам на Украине. В США, как знает Путин, имели место факты «запугивания избирателей» и «неравного доступа к агитации».
Если бы так же хорошо президент знал российскую действительность. К примеру, выяснилось, что Путин либо не знает, либо хочет показать, что не знает, какая компания всего лишь три дня назад купила крупнейшее нефтедобывающее предприятие России «Юганскнефтегаз».
Странную компанию «Байкалфинансгруп», которая, как теперь выяснилось, отдала «дочку» ЮКОСа государству, президент именовал так: «Даже не помню, как она там называется… Балтийская инвестиционная компания… Тьфу… Байкальская».
Зато с теоретической стороны переход «Юганска» государственной «Роснефти» президент описал кратко и на высоких тонах: «Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов, и как, используя различные уловки, многие участники рынка тогда получали многомиллиардную госсобственность. Сегодня государство, используя легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным».
На провокационный вопрос о том, доволен ли Путин работой правительства, президент в общем-то не ответил. Вместо этого посоветовал закрыть заседания кабинета для прессы, а то «у некоторых голова отключается». Имел в виду президент, наверное, Германа Грефа, который только вчера поставил под сомнение план удвоения ВВП к 2012 году. Однако прямо спорить с Грефом Путин не стал и про план удвоения ВВП за всю речь вообще ничего не сказал.
На другой провокационный вопрос о том, не провалилась ли прежняя путинская попытка строительства вертикали власти в виде отзыва глав субъектов из Совета федерации, президент ответил уж очень общо. По его словам, то, что губернаторов убрали из СФ, было оправданно, а нынешняя реформа, связанная с отменой прямых выборов глав субъектов, также оправданна и логична «с точки зрения сохранения российской государственности». Кстати, президент тщательно подбирая выражения в рассказе о политической реформе в стране, однажды все равно оговорился.
«Назначение губернаторов» произнес Путин, хмыкнул и поправился – «избрание».
Другая спорная инициатива президента – Общественная палата – всплыла на пресс-конференции и вовсе как шутка. Оппозиция считает, что этот орган не будет серьезным оппонентом власти, а создается для отвода глаз. Разговор о палате и получился сегодня несерьезным. Встал редактор газеты «6 соток» и спросил, будет ли Общественная палата России решать проблемы садоводов и огородников. Ответ президента даже не важен.
Нашлось на пресс-конференции время и для вопросов Путину-человеку. Его спрашивали про Новый год, он ответил, что будет отмечать с женой. Его спрашивали про планы на жизнь после окончания второго срока, а он загадочно объявил: «Я думаю, как построить свою личную жизнь за рубежом… 2008 года».