Компания ЮКОС продолжит сотрудничество с частной китайской компанией Sinopec. Вице-президент РЖД Салман Бабаев заявил в среду, что его компания получила от ЮКОСа заявку на поставку нефти в Китай в объеме 280 тыс. тонн.
Поскольку соглашение РЖД и ЮКОСа о сотрудничестве от 21 марта 2004 года не расторгалось, заявка ЮКОСа одобряется автоматически.
В РЖД не опасаются возможных сбоев платежей своих услуг. «За поставку нефти Sinopec платежи всегда приходят вовремя», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД.
До осени этого года компания ЮКОС была единственным экспортером нефти в Китай. На 2004 год были предусмотрены поставки 6,3 млн тонн, из них 2,5 млн тонн – частной компании Sinopec и 3,8 млн тонн – государственной корпорации China National Petroleum Corporation (CNPC). Но в середине сентября ЮКОС заявил о сокращении экспорта нефти в Китай — на том основании, что счета нефтяной компании заблокированы, и она не сможет оплатить таможенные пошлины и услуги РЖД.
Компания Sinopec согласилась взять на себя предэкспортное финансирование поставок нефти. Китайская сторона теперь оплачивает таможенные и транспортные затраты за будущий месяц, а ЮКОС получает деньги за поставленную в Китай нефть за вычетом суммы, которую Sinopec тратит на предэкспортное обслуживание сделки.
CNPC отказалась от авансовой системы платежей, и ЮКОС ограничил поставки в ее адрес.
После этого российское правительство начало в срочном порядке искать замену ЮКОСу для экспорта нефти в Китай, так как недопоставки нефти грозили вылиться в международный скандал.
В ноябре усилия властей увенчались успехом: глава РЖД Геннадий Фадеев во время визита в Китай заявил, что поставщиком нефти в эту страну станет компания «ЛУКойл». На ноябрь РЖД приняла заявку от «ЛУКойла» на перевозку 60 тыс. тонн нефти и 100 тыс. – на декабрь текущего года.
Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте по связям с общественностью РЖД, в четверг, 23 декабря, в Высоцке президенты РЖД Геннадий Фадеев и «ЛУКойла» Вагит Алекперов подпишут соглашение о поставках нефти в Китай на I квартал 2005 года. Ни в РЖД, ни в «ЛУКойле» не говорят, сколько именно нефти продаст Китаю за этот период нефтяная компания. Но уже известно, что в своей заявке на январь «ЛУКойл» просит РЖД перевезти 240 тыс. тонн нефти в адрес CNPC.
Теперь к ЮКОСу и «ЛУКойлу» хочет присоединиться еще одна российская компания.
Салман Бабаев сообщил, что отгрузить в январе в КНР 30 тыс. тонн нефти готова «Сибнефть». Но поскольку соглашения о сотрудничестве с этой компанией нет, ее заявка пока не рассматривалась.
Всего в 2005 году РЖД планирует отправить в Китай 10 млн тонн нефти. В пресс-службе РЖД не исключили, что этот объем вырастет — за счет увеличения пропускной способности участка Карымская--Забайкальск на 40%.
После окончания реконструкции объем перевозок нефтепродуктов по маршруту Ангарск--Карымская вырастет до 20 млн тонн в год. РЖД вложили в проект 4 млрд руб. В РЖД рассчитывают, что благодаря этому экспорт нефти в Китай к 2008 году вырастет до 30 млн тонн.
Но после того как будет снята проблема пропускной способности железной дороги, перед российскими властями встанет проблема поиска нефти для экспорта китайским партнерам.
Из-за высоких тарифов на перевозку экспорт нефти в эту страну сейчас находится на грани рентабельности. Неизвестно, какие дивиденды пообещали «ЛУКойлу», но вице-президент этой нефтяной компании Леонид Федун как-то говорил, что поставки нефти в Китай по железной дороге невыгодны.
Китай же, в свою очередь, заинтересован в стабильных поставках нефти из России, и основной его надеждой всегда была нефть «Юганскнефтегаза». Решая проблему поиска нефти для восточных соседей, президент Путин во вторник заявил, что CNPC может принять участие в работе с активами «Юганскнефтегаза»: «Между «Газпромом» и Китайской энергетической компанией достигнуто соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики, и мы не исключаем, что государственная китайская энергетическая компания примет участие в работе и этого актива, который был продан на аукционе, — я имею в виду «Юганскнефтегаз».
Однако такое развитие ситуации вероятно, только если конечным покупателем «Юганскнефтегаза» станет «Газпром».
Вице-президент CNPC Чжоу Цзипин и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече в декабре уже обсудили вопрос организации поставок российской нефти на китайский рынок с учетом расширения этого направления в деятельности «Газпрома».
А теперь стало известно, что концерн создал в своей структуре специальное направление для координации восточных проектов.
По мнению аналитика банка «Зенит» Евгения Суворова, Китаю в качестве участия в российских проектах по добыче нефти могут пообещать и другие активы ЮКОСа – «Томскнефти» и «Самаранефтегаза», которые в будущем могут быть проданы за налоговые недоимки головной компании.