В среду прокуратура Центрального административного округа Москвы предъявила обвинение нескольким активистам НБП (организация запрещена в России), ворвавшимся в приемную президента России. Теперь лимоновцы обвиняются по трем статьям Уголовного кодекса: в вандализме (ст. 214), умышленном уничтожении чужого имущества ( ст. 167 ч. 2) и в попытке насильственного захвата власти (ст. 278). Последняя предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет.
По словам одного из адвокатов обвиняемых Виталия Вареводина, «сегодня прокуратура предъявила обвинения не всем участникам акции, но сделает это обязательно. Просто физически было сложно предъявить обвинения сразу 40 людям».
Как уже писала «Газета.Ru», 14 декабря группа из 40 активистов Национал-большевистской партии захватила кабинет замглавы президентской администрации Владислава Суркова в общественной приемной президента России и потребовали отставки Владимира Путина. Изнутри нацболы забаррикадировали дверь стальным сейфом и около 40 минут выкрикивали антиправительственные лозунги и разбрасывали листовки. Затем сотрудники ОМОНа взяли кабинет штурмом и задержали активистов.
Как пояснил «Газете.Ru» член ЦК НБП Владимир Абель, лимоновцы просто «прошли в помещение, которое предназначено для встречи с посетителями и куда люди проходят без особых проверок. Однако, судя по обвинению, это дело собрались серьезно раскручивать как попытку самой партии совершить государственный переворот».
По словам Абеля, «в обвинении говорится, что группа действовала в соответствии с решением съезда НБП». Его слова подтвердил и один из адвокатов нацболов Виталий Вареводин.
«В обвинении упоминаются фамилии руководителей партии, правда, о Лимонове ничего не говорится». По мнению Вареводина, «все это говорит о серьезности намерений власти».
Правда, другой защитник нацболов более оптимистичен: он предполагает, что 278-я статья «не доживет до суда». По мнению адвоката Джалиля Сирожидинова, статья о насильственном захвате власти предполагает рассмотрение дела с участием судов присяжных. А они «могут вынести оправдательный приговор, что властям не выгодно». Но выдвижение именно этого обвинения позволяет ФСБ участвовать в следствии, отметил Сирожидинов. «Видимо, ФСБ хочет произвести новые аресты, организовать обыски и осуществить прослушивание телефонов, а в конечном итоге — ликвидировать организацию», – заявил адвокат.
Отчасти с адвокатами согласны и правозащитники. По словам эксперта общественного движения «За права человека» Евгения Ихлова, «удары по НБП — генеральная репетиция разгрома активного правозащитного движения. Разминаются на левых. Любой репрессивный режим вначале наносит удар по таким левым радикалам», — заявил Ихлов «Газете.Ru».
«Я совершенно согласен с теми, кто считает, что 278-я статья понадобилось только для того, чтобы следствие велось прокуратурой. Делом о хулиганстве занималось бы милицейское следствие. А мерой пресечения в случае обвинения по такой статье будет лишение свободы».
«Конечно, в суде это обвинение отпадет, но до суда люди будут сидеть за решеткой», — считает правозащитник.
По мнению Ихлова, обвинение в захвате власти «абсолютно бредовое. Администрация президента, тем более ее общественная приемная, не является органом власти, вторжение на ее территорию не может способствовать параличу государственного управления. Захват – это узурпация властных полномочий, взятие контроля над командными центрами. Лимоновцы же не присваивали себе властных полномочий. Они просто осуществили символическую оккупацию, которая не была сигналом к мятежу или иным массовым преступлениям».
«Газета.Ru» проследит за судьбой 278-й статьи в ряду предъявленных лимоновцам обвинений.