Как сообщил «Газете.Ru» начальник управления по связям с общественностью ОАО «Востокгазпром» Владислав Разманов, главная проблема Томского нефтехимического комбината (дочерней компании «Сибура») — «отсутствие схемы стабильных поставок сырья».
Поэтому было предложено использовать попутный нефтяной газ, получаемый на промыслах ЮКОСа, а также жирный газ «Востокгазпрома».
Правда, перед тем как газ попадет в «Томскнефтехим», его необходимо доставить на проектируемый завод и переработать. Встал вопрос, где лучше построить завод и как доставлять туда газ.
Рядом с Томском проходит магистральный газопровод Нижневартовск--Парабель--Кузбасс, по которому прокачивают смесь сухого и жирного газов. Предполагалось, что из нее с помощью особых технологий жидкие фракции будут извлекаться и после переработки направляться в качестве сырья для «Томскнефтехима». Поэтому и завод предложено построить рядом с газопроводом.
Прорабатывается и другой вариант строительства завода – в селе Володино Кривошеинского района. Этот проект предполагает строительство 95-километрового продуктопровода до химического производства.
Специалисты указывают, что жидких фракций в магистральном газопроводе может и не хватить для того, чтобы сделать строительство газоперерабатывающего завода рентабельным. «Можно построить завод в расчете на переработку 5 млрд куб. м газа, можно и на 10 млрд. Однако экономика будет другой. Мощность газопровода – не более 10 млрд, но реально прокачивается гораздо меньше», — подчеркивает Владислав Разманов из «Востокгазпрома».
Пока не решен вопрос с загрузкой завода, трудно остановиться на конечном варианте ТЭО. В одном из них (по строительству завода в Волошине) говорится, что стоимость возведения завода ориентировочно составит $300 млн, для первой очереди потребуется $150 млн. Строительство, по предварительным данным, займет около двух с половиной лет, продуктопровод будет построен за два года. Срок окупаемости этих объектов составит 6–7 лет.
Планируется, что на первом этапе производственные мощности завода составят 140 тыс. тонн этана и 350 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).
Параллельно начнется модернизация производственных мощностей «Томскнефтехима», которая потребует около $15 млн.
На втором этапе выпуск продукции доведут до 280 тыс. тонн этана и 500 тыс. тонн ШФЛУ.
В «Востокгазпроме» говорят, что источники финансирования проекта пока не определены:
Чтобы реализация подобных проектов была возможна, необходимо, чтобы государство сохранило контроль над магистральными газопроводами. В законопроекте «О магистральном трубопроводном транспорте», который готовится ко второму чтению в Думе, предлагается записать, что магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной или иных формах собственности (т. е. сдаваться по лизингу или концессионному договору).
Однако доля участия государства в уставном капитале организаций — собственников магистральных газопроводов должна составлять не менее 50% плюс одна голосующая акция, для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в размере не менее 75% от общего количества акций.
«Возможно, «Томскнефтехим» сделает расчеты и примет решение финансировать завод из собственных средств».
Правда, строительство завода уже включено в инвестиционную программу «Востокгазпрома», который планирует внести 30% требуемых средств. Оставшаяся часть — за счет внешних инвесторов под гарантии российских банков. В 2003 году на месте строительства завода побывали бизнесмены из Японии, но конкретного решения принято не было.
О том, какие именно инвесторы могут участвовать в проекте, Разманов сообщить отказался.
Говоря о продукции нового завода, начальник пресс-службы «Сибура» дал такой комментарий: «Этан и широкая фракция легких углеводородов – это продукция первого передела. ШФЛУ – базовый элемент для нефтехимии. Он позволяет делать все – бутадиены, каучуки, много других продуктов вплоть до духов и лекарств. К 2007 году «Томскнефтехим» увеличит выпуск своей продукции в два раза. А область получит рабочие места, налоговые отчисления, да и просто сохранит природу».
Впрочем, для этана, который будет производить завод, в области есть и еще одна сфера применения – в качестве газомоторного топлива. Администрация области разработала специальную программу перевода на него транспорта.
Томск – лидер по темпам перевода автомобилей на это топливо среди европейских городов. Правда, недостатка в газомоторном топливе область и сейчас не испытывает.
Одна установка по сжижению технического пропан-бутана мощностью в 70 тыс. тонн в год на Мыльджинском месторождении способна обеспечить этим топливом всю Западную Сибирь.
«Газозаправка может осуществляться разными видами топлив. Не обязательно сжиженым, а сжатым природным, как с Мыльджинского месторождения», — пояснил Разманов.
Соглашение, подписанное Алексеем Миллером и губернатором Томской области Виктором Крессом, также предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества между «Газпромом» и областью по геологическому изучению участков недр, разведке и добыче углеводородов на территории области и приоритетное обеспечение газом потребителей области на базе местных месторождений газа.