Крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод уже однажды пережил корпоративный развод, сопровождавшийся сырьевым дефицитом.
Зимой 1998–1999 годов нефть поставлялась на предприятие в мизерных количествах. Эти события пришлись на передел собственности в нефтянке. Тогда глава «Интерроса» Владимир Потанин расставался с нефтяной компанией «Сиданко», в которую на тот момент входила АНХК.
Бороться за АНХК в «Сиданко» в 1999 году сочли делом бесперспективным. Хотя Владимир Потанин пытался торговаться с государством, предлагая за комбинат символический рубль в обмен на возвращение контроля за двумя крупными нефтяными активами — «Кондпетролеум» и «Черногорнефть».
Естественно, чиновники сочли это предложение шуткой и были в некотором смысле правы: тогда АНХК с 5 млрд рублей долга не стоила ничего. Тогдашняя материнская компания потеряла интерес к АНХК еще раньше, чем началась катавасия с банкротством: Потанин потерпел сокрушительное поражение в борьбе с «Роснефтью» за «Пурнефтегаз» с уровнем добычи 10 млн тонн нефти. Это обстоятельство постоянно ставило «Сиданко» перед выбором между экспортом нефти и загрузкой перерабатывающих мощностей.
Компания, воспользовавшись конфликтом с властями, отказалась поставлять нефть на комбинат. Минтопэнерго, в феврале 1999 года заявившее о твердом намерении создать Российскую национальную нефтяную компанию на базе «Роснефти», «Славнефти» и «Онако», обещало включить в нее и АНХК.
Однако дальше разговоров дело не пошло.
Ни одна из крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний не готова была взять ответственность за поставки нефти в Ангарск.
На комбинате обосновались многочисленные давальцы, которые занимались главным образом розничными продажами и не могли при всем своем желании обеспечить ритмичность поставок сырья.
К концу 2000 года в качестве генерального поставщика обозначился ЮКОС, купивший одновременно акции завода и сбытовых компаний, ранее принадлежавших «Сиданко». Агентом сделки выступила компания «Росинвестнефть», в задачи которой входило прекращение процедуры банкротства, с чем она успешно и справилась. И только потом было официально объявлено о вхождении АНХК в структуру ЮКОСа.
Мэр Ангарска Евгений Канухин опасается, что после аукциона по «Юганскнефтегазу», продажа которого не покрыла и трети недоимок ЮКОСа, будет продана и другая добывающая дочка ЮКОСа – ОАО «Томскнефть», которая централизованно поставляет сырье для АНХК.
Мэр сообщил «Газете.Ru», что с генеральным директором управляющей компании АНХК, ЮКОС-РМ Владимиром Анисимовым уже достигнуты договоренности о возможности привлечения иных чем ЮКОС поставщиков сырья – причем отнюдь не только крупных нефтяных компаний, но и мелких. В частности, около 1,5 млн тонн нефти на комбинат могут поставить фирмы из Ангарска и Иркутска.
По словам мэра Канухина, в ходе переговоров с Анисимовым были подтверждены объемы загрузки Ангарского комбината сырьем в 2004 году. Она превысит 8,6 млн тонн, и это рекорд за последние семь лет.
Аналитик ИК «Атон» Дмитрий Лукашов считает, что в краткосрочной перспективе поставщик нефти для АНХК вряд ли изменится.
С ним согласен и Дмитрий Мангилев из ИГ (организация запрещена в России) «Проспект»:
«У «Томскнефти» нет крупных контрактов с другими заводами, поэтому даже в случае продажи компании будет выгодно поддерживать отношения с АНХК. Транспортные потоки перекраивать очень сложно. Если это и произойдет, то не ранее чем во второй половине 2005 года».
По мнению Дмитрия Лукашова, привлечь давальцев на АНХК не составит труда. Однако из-за больших объемов потребления сырья АНХК все-таки необходим постоянный поставщик.
Дмитрий Мангилев отметил, что на оба предприятия ЮКОСа (АНКХ и «Томскнефть») может претендовать ОАО «Сургутнефтегаз» — в рамках созданного с «Газпромом» и «Роснефтью» альянса.
Дмитрий Лукашов убежден, что в долгосрочной перспективе ситуация в Ангарске будет меняться по мере того, как будет меняться собственник «Томнскнефти». Он не исключает, что этот актив могут купить «не обязательно нефтяники, это могут быть и металлурги» — имея в виду намерение владельца «Базового элемента» и «Русского алюминия» Олега Дерипаски создать собственную нефтяную компанию.