На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Первый Рим
в гостях у Третьего

На кремлевской выставке «Италия и Московский двор» можно убедиться, что «муляжи Святой Руси за полчаса» строили не только турки, но и итальянцы.

Выставка «Италия и Московский двор», открывшаяся в Кремле, отсылает к временам, когда Москва начала ощущать себя Третьим Римом. После падения Византии сюда переместился центр православного мира, а с избавлением Руси от татаро-монгольского ига явственно заиграли имперские амбиции. Хотелось роскоши, величия, церемониального блеска, да вот беда – местные ремесленники совершенно разучились работать руками и головой. Успенский собор, возведенный было на территории Кремля русскими зодчими, обвалился, едва достигнув расчетной высоты. На драгоценные ткани и ювелирные украшения здешнего производства нельзя было смотреть без слез. И тогда призвали итальянцев.

Вообще-то долгое время между московитами и фрязями, то бишь итальянцами, никакого взаимного влечения не существовало. Разве что папские легаты иногда наведывались – разузнать, нет ли каких свежих соображений насчет воссоединения церквей. Соображений не оказывалось.

Быть бы и дальше культурным связям на нуле, но в 1472 году великий князь Иван III посватался к принцессе Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Та прибыла из Рима не только со свитой, но и с собственными представлениями о дворцовой эстетике. С того времени наш официоз зазвучал с сильнейшим фряжским акцентом. Тогдашний Кремль (весьма с тех пор изменившийся) – дело рук итальянских архитекторов Аристотеля Фиораванти, Бона Фрязина, Алевиза Нового, Петрока Малого. На выставке можно увидеть элементы белокаменного декора – это чистой воды Ренессанс, будто от какого-нибудь палаццо отколупнули. Впоследствии, чтобы не было обидно, творчеству итальянских мастеров приписали глубинное влияние древнерусской архитектуры. Из палаццо получились палаты.

Нечто подобное происходило и в других отраслях. Например, знаменитые царские и патриаршьи облачения шились исключительно из венецианских, флорентийских, миланских тканей, а такие сказочные слова, как «аксамит» или «алтабас», – всего лишь местные названия импортных товаров. Собственно, эти одежды служат ядром нынешней экспозиции: из Оружейной палаты вынули едва ли не все, что имело отношение к высочайшей моде XV--XVII веков: саккосы, кафтаны, стихари, фелони, мантии и епатрихали. К отливающим золотом одеяниям прибавлены и другие раритеты, имеющие отношение к теме.

Например, при входе красуется «Спас Нерукотворный», по легенде, привезенный из Рима Софьей Палеолог (этой иконой впоследствии благословляли всех государевых невест).

А в витрине лежат серебряные монеты, изготовленные под присмотром Фиораванти. Кремлевские специалисты уверяют, что под ногами коня Георгия Победоносца там можно различить цветок – это намек на фамилию мастера, которая в буквальном переводе означает «цветок, гонимый ветром». История красивая, но без микроскопа не проверишь, приходится верить на слово.

Красот и редкостей здесь хватает, не мешало бы еще побольше драматургической внятности.

Парсуны, изображающие русских царей, соседствуют с гравированными портретами римских пап, венецианских дожей и тосканских герцогов, рисунки из летописных сводов – с видами итальянских городов, дипломатическая переписка – с расходными записями дворцовой казны. В дело пущено обилие разнородных материалов, а система их размещения не прочитывается. Чтобы рассортировать выставку, посетителю надо бы сначала основательно и в тонкостях изучить вопрос. Хотя предпочтительнее обратная схема: выставка вас цепляет, и тогда уже вы вникаете в интересующие подробности. Впрочем, это методология.

Отдельная тема – как попасть и увидеть.

Кассы у Троицких ворот встречают посетителей объявлением: «Сегодня доступ на территорию Кремля ограничен». Как и вчера, и позавчера – с начала осени действует особый антитеррористический режим. Слабонервные сразу уходят, а самые настойчивые присоединяются к экскурсиям. Сотрудники музеев Кремля сетуют на падение посещаемости, но уверяют, что предыдущую выставку, «Сокровища французской короны», смогли увидеть около 35 тыс. зрителей. Так что дерзайте.

«Италия и Московский двор». В Успенской звоннице Кремля. До 1 марта.

Новости и материалы
Мерц покинул переговоры делегаций США и Украины в Берлине
ВС РФ впервые с начала СВО нанесли ударили авиабомбами по Одесской области
Кадыров рекомендовал жителям Чечни объяснять туристам, что те ведут себя вызывающе
Кадыров заявил, что «сыт по горло» властью
«Надежда на последние дни декабря»: синоптик заявил об уходе зимы из Москвы
Следователи возбудили дело после взрыва газа в саратовской квартире
Создан препарат, способный «поглощать» сигналы боли в суставах
В Пензенской области сотни железнодорожников ликвидируют последствия схода вагонов
В России создали устойчивый к РЭБ дрон-разведчик «Форс»
Эксперты предупредили о рисках сокращения числа монтажных компаний
Ученые выяснили, у кого психические расстройства хуже поддаются лечению
На торги в Москве выставили коллекцию русской живописи стоимостью 2,5 млрд рублей
В Херсоне сообщили о повреждении системы центрального водоснабжения
Москвичам рассказали, когда им ждать сугробов
Премьера Британии призвали удалить пост с поздравлением с Ханукой после теракта в Сиднее
Сафонов сыграет за «ПСЖ» в финале Межконтинентального кубка
Зеленский встретился с Уиткоффом и Кушнером в Берлине
Наследный принц Саудовской Аравии планирует купить «Барселону»
Все новости