Покупка за $9 млрд – демонстрация власти Путина над олигархами. Под таким заголовком вышла передовая статья в британской The Times. Газета подчеркивает, что аукционом по продаже «Юганскнефтегаза» российские власти послали ЮКОС в нокаут. Но торги преследовали и другую цель — морально подавить основателя компании Михаила Ходорковского. «Он был одним из десятка предпринимателей, использовавших связи с Кремлем, чтобы скупить алмазы из короны госпромышленности по ценам значительно ниже рыночных посредством сомнительных приватизационных сделок вскоре после распада СССР», — пишет The Times. Бывший комсомольский функционер скупил огромные нефтяные и газовые мощности за $350 млн в 1995 году на аукционе, устроенном его собственным банком «Менатеп». По мнению газеты, теперь свершилось своеобразное «поэтическое правосудие».
В своем материале The Times также делает экскурс в историю конфликта бывшего главы ЮКОСа с Кремлем. Газета не могла не отметить, что Ходорковский оказался не первым в обойме опальных олигархов: «Первыми двумя жертвами господина Путина стали медиамагнаты Борис Березовский и Владимир Гусинский. Когда оба отказались играть по правилам, установленным Кремлем, их лишили бизнеса в России и заставили отправиться в изгнание». Ходорковский, отмечают далее журналисты, «разозлил господина Путина поддержкой оппозиционных Кремлю партий, а также намеками на планы баллотироваться в президенты».
Сегодняшняя The Guardian так же подробно комментирует ход сомнительного, по выражению ее журналистов, аукциона по продаже «Юганскнефтегаза». Газета высказывает предположение многих западных экспертов о том, что за никому не известной компанией «Байкалфинансгруп» стоит второй участник аукциона, «Газпром», или российское правительство. Журналисты не исключают, что аукционная темная лошадка может быть в ближайшем будущем формально куплена «Газпромом».
Журналисты не исключают и другой сценарий, согласно которому новый владелец «Юганскнефтеназа» не перечислит средства за его покупку в течение двух недель и акции нефтедобывающей компании будут переданы государству.
Версию The Guardian о скупке «Юганскнефтегаза» «Газпромом» через подставную фирму разделяет деловая Financial Times. По мнению газеты, кремлевская вендетта против ЮКОСа превратилась в фарс; за покупкой «Юганскнефтегаза», вероятнее всего, стоит второй, проигравший участник аукциона, то есть «Газпром». По их мнению, в результате сделки пострадала репутация России и российского бизнеса в частности. «Продажа основного добывающего актива ЮКОСа неизвестной ранее компании еще раз подтвердила репутацию российского бизнеса как самого непрозрачного», — пишет Financial Times. «Такое могло произойти только в России, когда абсолютно неизвестная компания с огромными финансовыми ресурсами неожиданно для всех побеждает», — цитирует газета лидера партии «Наш выбор» Ирину Хакамаду.
The New York Times, комментируя ход вчерашнего аукциона, назвала его «сюрреалистичным». «Вместо четырех заявленных участников аукциона в торгах приняли участие лишь два. Представитель «Газпрома» отпрашивался из зала, где происходил аукцион, чтобы позвонить по телефону, то есть нарушил установленные правила», — пишет газета. Обозреватели NYT не сомневаются, как и их британские коллеги, что за «Байкалфинансгруп» стоял Кремль, и приводят в подтверждение этой версии мнения аналитиков, главным образом российских. При этом газета высказывает удовлетворение, что «Газпром» принял во внимание решение судейского жюри в Хьюстоне о приостановках продажи «Юганскнефтегаза». Журналисты, впрочем, не уверены, какими интересами руководствовался «Газпром» – уважением к постановлению американского суда или тем, что группа западных банков отказала «Газпрому» в кредите накануне торгов по продаже «Юганскнефтегаза».