В начале этого года AirAsia объявила конкурс на обновление своего парка воздушных судов, состоящего преимущественно из самолетов Boeing 737.
Но американцам, подавшим заявку на участие тендере, не удалось сохранить заказчика. И теперь Airbus, предложивший азиатскому перевозчику А320, помимо 40 упоминавшихся самолетов, в будущем произведет для заказчика еще 40 машин. Эта сделка стала самой крупной закупкой самолетов Airbus в Азии в этом году.
Первые самолеты AirAsia получит через два-три года.
По мнению представителей малайской авиакомпании, закупка новых самолетов позволит ей обогнать местных конкурентов, таких сингапурских компаний как Tiger Airways, ValuAir и JetStar Asia. Исполнительный директор AirAsia Тони Фернандес говорит: «Мы выбрали самолеты Airbus потому, что они обладают более высокими техническими характеристиками и дешевле американских».
Сейчас AirAsia осуществляет около 322 рейсов в неделю на 14 внутренних и 8 международных направлений. Господин Фернандес не сомневается в победе его компании в региональном соперничестве: «У нас сильные позиции на внутреннем рынке и в Таиланде. Наша единственная проблема – цены на билеты, но этой сделкой мы зафиксировали их на ближайшие 20 лет».
Для финансирования сделки AirAsia планирует занять деньги в европейских банках. Часть денег уже получена: от IPO (первое публичное размещение акций. — «Газета.Ru») и Исламского банка.
Корпорация Boeing бурно отреагировала на критику в свой адрес. Вице-президент по маркетингу компании Ранди Баселер заявил: «Мы очень разочарованы, что проиграли Airbus эту сделку. Но они проводили очень агрессивную ценовую политику, к которой мы были не готовы».
Европейцы продали свои самолеты в два раза дешевле их каталожной цены: за $30 млн вместо $60 млн.
«Но теперь мы готовы к такому вызову и понизим цены на свои самолеты», — рассказал Баселер.
Он напомнил, что Boeing 737 – по-прежнему ведущий самолет на рынке дешевых авиаперевозок. Поэтому в корпорации уверены, что европейский конкурент не сможет долго проводить демпинговую политику.
После победы Airbus активно обсуждался вопрос: сыграли ли какую-либо роль в победе европейцев антиамериканские высказывания бывшего премьера страны Махатхира Мохамада, который часто обвинял американцев во всех несчастьях Малайзии.
Однако большинство экспертов уверены, что AirAsia выбрала Airbus исключительно из экономических соображений: «Малайзия – нормальная развивающаяся капиталистическая страна. Сейчас в деятельности малайского правительства, а тем более компаний играют роль экономические соображения, а политические выпады остаются только словами. В Малайзии американцы проиграли, а в другой стране выиграют».
А вот планы AirAsia обойти своих конкурентов на рынке авиаперевозок вызывают сомнение.
По сведениям «Газеты.Ru», оставшиеся три сингапурские авиакомпании держат свои тарифы примерно в том же ценовом коридоре, что и AirAsia, и работают на тех же региональных направлениях. Все три компании имеют в составе своего флота новые Airbus 320.
Единственное преимущество AirAsia может заключаться в количестве воздушных судов: даже если у малайской авиакомпании будет только 40 Airbus 320, то это уже значительно больше, чем у ее конкурентов на данный момент. Но и лидерство по этому показателю AirAsia сохранит ненадолго: авиакомпании объявили, что собираются пополнить свой летный парк самолетами Airbus.