Помимо решения Хьюстонского суда, который запретил аукцион, в редакционных статьях обсуждается и политическая подоплека дела, а также реакция россиян на события вокруг нефтяной компании. А американская The Wall Street Journal даже предоставила свои полосы в качестве трибуны адвокату Михаила Ходорковского Карине Москаленко, адвокату, фактически обвинившему Кремль в нарушении прав человека.
Le Monde: «ЮКОС пытается встать под защиту американского закона». После двадцати месяцев враждебности между Кремлем и империей Михаила Ходорковского конфликт близится к развязке...
Судьба, уготованная Михаилу Ходорковскому, арестованному на глазах у всех в сибирском аэропорту за два месяца до парламентских выборов декабря 2003 года, стала апофеозом политики господина Путина по уменьшению политического значения «олигархов», получивших все от приватизации 1990-х годов. Государство пытается усилить контроль над природными ресурсами страны.
Однако иное прочтение событий, все более и более напоминающее о себе в московских экономических кругах, выдвигает на передний план финансовые аппетиты окружения президента Путина и коррумпированность новой команды руководителей, которую плохо скрывают официальные речи о восстановлении авторитета государства.
Роль, отведенная олигарху Роману Абрамовичу, который находится в хороших отношениях с российским президентом, по-прежнему вызывает много вопросов. Глава нефтяной компании «Сибнефть», заключившей в 2003 году соглашение о слиянии с ЮКОСом (которое сейчас расторгается), господин Абрамович якобы предложил Михаилу Ходорковскому уладить его отношения с российской властью и добиться его освобождения из тюрьмы в обмен на контроль над объединенной компанией «ЮКОС — «Сибнефть»». Отказ Ходорковского якобы ускорил его гибель и гибель его компании.
Financial Times: «Американский судья временно запретил аукцион по продаже дочернего предприятия ЮКОСа».
Компания ЮКОС была жемчужиной короны в империи, которую прежде контролировал магнат Михаил Ходорковский, чье 15-миллиардное состояние было буквально истреблено после его ареста в октябре 2003 года по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве.
В четверг американский судья по делам о банкротстве вынесла постановление временно запретить аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», главного производственного предприятия российской нефтяной компании ЮКОС.
Аналитики в Москве ожидают, что российские власти проведут этот аукцион вне зависимости от попыток судов США приостановить продажу «Юганскнефтегаза».
ЮКОС, который во вторник неожиданно обратился в суд города Хьюстон, США, с просьбой о защите от банкротства в соответствии со статьей 11, утверждает, ссылаясь на установленную российскими властями стартовую цену «Юганскнефтегаза» в $8,65 млрд, что его продажа приведет к тому, что акционеры ЮКОСа потеряют свои деньги. Аналитики оценивают «Юганскнефтегаз» в сумму $18–25 млрд.
The Wall Street Journal. «Россия перед судом», автор — Карина Москаленко, адвокат Михаила Ходорковского.
В любой конституционной демократии незыблемой основой является главенство закона, прозрачность судебной системы, гарантия прав обвиняемого и презумпция невиновности. Но все это в России является объектом манипуляций.
На самом деле, многие из нас верят, что Генеральная прокуратура и суды — это всего лишь придатки кремлевской политической воли и удобные инструменты запугивания и затыкания ртов критикам государственной власти. Одна из судей уже была отстранена от налогового дела, связанного с ЮКОСом, из-за неспособности вести судебный процесс в той манере, которой ждали от нее политические начальники.
Кремль настойчиво пытается представить дела Ходорковского и Лебедева так, будто они относятся к юрисдикции обычного уголовного права и к ним применимы обычные юридические стандарты. Но это совсем не так. Эти дела основаны на политической базе, одна из причин их возбуждения — поддержка обвиняемыми политического многообразия и демократии в России.
В марте 2004 года Совет Европы в Страсбурге назначил бывшего министра юстиции Германии, Сабину Летхессер-Шнарренбергер, докладчиком по делу ЮКОСа. В ее задачу входит расследование «обстоятельств, связанных с арестом и обвинением главных руководителей ЮКОСа».
В результате активного расследования, включавшего две поездки в Москву для выявления обстоятельств дела, госпожа Летхессер-Шнарренбергер представила обстоятельный отчет, в котором подробно и тщательно перечислены нарушения в этом деле, относящиеся к судебной процедуре, нормам отправления правосудия и правам человека. В ее отчете также ставятся под вопрос продолжающиеся нападки на ЮКОС и делается вывод о том, что обвинения против Ходорковского были направлены на то, чтобы «ослабить известного политического оппонента, запугать других состоятельных людей и получить контроль над стратегически важными объектами экономической инфраструктуры».
The Guardian: «Цена ЮКОСа». Самую успешную российскую компанию ЮКОС, созданную за счет денег, добытых во время ельцинской клептомании, ждет незавидная участь — ее либо растащат на куски, либо, как думают акционеры ЮКОСа, незаконно экспроприируют.
Основное добывающее подразделение компании — «Юганскнефтегаз» — будет продано в воскресенье подконтрольному государству «Газпрому» лишь за мизерную часть тех денег, которые составляют его реальную рыночную стоимость.
Липовые торги и распродажи по бросовым ценам ключевых активов уже давно стали нормой в «капиталистической» России... Но если не брать в расчет нервное предпринимательское сообщество и многочисленных сотрудников нефтяного гиганта, судьба ЮКОСа по большому счету оставляет простых россиян безучастными. То, что первоначально было украдено у государства, теперь возвращено обратно — вот что они на самом деле думают.
Но это, наверноe, самый слабый аргумент, который может взять на вооружение президент России Владимир Путин, который в следующем году намерен принять в Москве лидеров стран--участниц G8. Путинская концепция «управляемой» демократии заставляет западных сторонников российского лидера крепко подумать, а стоит ли и далее поддерживать такой политический режим.
Лидерам европейских стран стоит все тщательно взвесить, прежде чем ставить свою экономику в частичную зависимость от российского природного газа и нефти. Обращение за судебной защитой в американский суд по делам о банкротствах имеет для ЮКОСа скорее политическое, чем юридическое значение... Возможно, что Владимиру Путину скоро придется считаться с той ценой, которую он вынужден платить на международной арене за травлю ЮКОСа, проходящую под молчаливое одобрение российского населения.