По сообщению агентства Reuters, в пятницу МТС и NTT DoCoMo подпишут соглашение о внедрении i-mode в России. До этого времени компании не комментируют условия сделки.
I-mode — это самая популярная в мире технология мобильного интернета, азиатский аналог европейского WAP.
Обе технологии позволяют абоненту посещать более 70 тыс. специальных интернет-сайтов и чатов с экранов мобильных телефонов, а также иметь постоянный доступ к электронной почте, скачивать мелодии звонков и играть в различные игры.
Но, в отличие от WAP, который плохо прижился в Европе, i-mode получила широкое распространение: из 49 млн абонентов NTT DoCoMo на i-mode подписаны 42 млн.
Теперь разработчики i-mode планируют завоевывать и европейский рынок — DoCoMo уже заключила 12 лицензионных соглашений на использование услуги i-mode, в том числе в Германии, Франции, Испании, Италии, Австралии и Израиле.
Популярность i-mode можно объяснить тем, что у телефонов, сделанных для i-mode, большие цветные экраны, высокая скорость передачи данных, простота использования. Правда, большинство i-mode-сайтов — на японском языке, к тому же эту технологию поддерживают телефоны только одного производителя — японской компании NEC.
«Ведущие позиции, занимаемые NEC в областях мобильных интернет-технологий и высокодоходных мобильных терминалов на рынках Японии и других стран, могут служить гарантией уверенного и стабильного развития бизнеса NEC в России, — заявил в конце октября Цутому Накамура, первый заместитель генерального директора NEC.
Тогда же представители российских операторов подтвердили, что ведут переговоры с NEC, недавно вышедшей на сотовый рынок России, о внедрении i-mode, но тогда они ни о чем конкретном не договорились:
речь шла о возможно внедрении специального программного обеспечения, позволяющего оказывать услуги i-mode в сетях GSM.
«Мы с интересом будем наблюдать за деятельностью нашего конкурента, — говорит Михаил Умаров, директор «Вымпелкома» по связям с общественностью. — Но мы придерживаемся разработанной и принятой в компании стратегии в области развития дополнительных услуг. С 2000 года мы развиваем собственный информационно-развлекательный портал BeeOnline, а в 2003 году запустили открытую программу подключения партнеров Beepartner. Возможно, в МТС решили сформулировать условия открытой партнерской программы и выбрали i-mode в качестве перспективной основы для этого».
По словам господина Умарова, «ВымпелКом» не планирует в ближайшее время внедрять i-mode.
«Переговоры о внедрении i-mode, действительно, ведутся с компанией NEC, — говорит Марина Белашева, пресс-секретарь «Мегафона». — Бизнес-модель этой технологии нам интересна, но речь идет о рынке, который сильно отличается от японского. Мы сейчас изучаем возможные перспективы внедрения i-mode».
«Основная проблема мобильного интернета (WAP, GPRS, EDGE) — им сложно пользоваться.
Если технология i-mode позволит это упростить, тогда аудитория увеличится,
— считает Елена Саяпина, аналитик AC&M-Consulting. — Но сейчас практически нет телефонов, способных поддерживать эту технологию: только телефоны NEC, которая практически неизвестна на российском рынке сотовых телефонов. Технология, которую поддерживает только один производитель, не может быть массовой».
«NEC только сейчас выходит на российский рынок, выпустит 3-4 телефона, — отмечает Элдар Муртазин, аналитик Mobile Research Group. — Но если мы посмотрим на европейский рынок, куда NTT DoCoMo вложила большие деньги в развитие i-mode, очевидно, этот сервис был не настолько успешным. Я думаю, что покупка лицензии на эту технологию – это имиджевый шаг, а не коммерческая необходимость».
«Все, что связано с дополнительными услугами, очевидно, должно приносить большие прибыли, — не соглашается Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании Iks-consulting. —
I-mode — более прогрессивная технология, чем WAP. Даже в Европе, после того как операторы изменили бизнес-модель, эта технология начинает набирать популярность.
У нас рынок дополнительных услуг очень большой и только набирает обороты».