Мероприятие под названием «Арт-Манеж в ЦСКА» загодя рождало смешанные чувства. С одной стороны, не могла не восхитить проявленная организаторами воля к жизни. После мартовского пожара ЦВЗ «Манеж» проще всего было бы опустить руки и взять техническую паузу, а вот они, невзирая на трудности, смогли сохранить ежегодный ритм. С другой стороны, возникали обоснованные сомнения в целесообразности этой акции: легкоатлетический комплекс ЦСКА не то место, куда ценители изящного могут ринуться с хотя бы долей энтузиазма. Далековато, странновато, не прикормлено и т. п. Стоило ли огород городить, если в следующем декабре «Арт-Манежу» обещано прежнее место у стен Кремля?
Так или иначе, ярмарка под девизом «Современное искусство. Аллюзии и иллюзии» расположилась на поле для мини-футбола и ждет болельщиков.
Устроителям особенно пришлась по душе игра слов, ведь спортивная площадка тоже зовется манежем. Правда, на другую аллюзию не обратили внимания: сгоревший выставочный зал был когда-то конюшней, а у ЦСКА к этому слову существуют давние претензии… Но дело не в лингвистике, разумеется. Осмелимся предположить, что «Арт-Манеж 2004» – акция в большей мере назидательная, чем сугубо коммерческая. Важно было не растерять постоянных участников, подтвердить дееспособность перед прежними клиентами, перекинуть мост от светлого прошлого к лучезарному будущему. Место проведения такой символической акции – вопрос второстепенный, почти технический.
Показательно, что репертуар ярмарки и даже ее дизайн явственно отсылают к прежним наработкам. Происходит нечто вроде визуального гипноза: смотрите, ничего не изменилось, здесь такие же ковры и стенды, вас окружают давние знакомые, вам приятно созерцать привычные произведения… Вместе с аурой «Арт-Манеж» экспортировал и свои характерные особенности.
Например, традицию объявлять ярмарку значимым культурным событием, игнорируя при этом критерии отбора и качества.
Мол, если дать слово всем желающим, то сама собой возникнет объективная картина современного искусства. Ядром служат несколько «ветеранских» галерей – «Манеж», «Зеро», Ars Longa, Les Oreades, «7 гвоздей», а в качестве соседей у них может оказаться кто угодно. Неудивительно, что на периферийных ярмарочных стендах всплывают совершенно непотребные опусы, за которые следовало бы изгонять даже из подземного перехода на пути к ЦДХ.
Считается, что общее впечатление сильно облагораживают некоммерческие проекты. «Арт-Манеж в ЦСКА» выпускает на поле, то есть представляет публике несколько перформансов на этнические темы. «Невидимый театр PURBA» под управлением Святослава Пономарева устраивает действо под названием «Построение мандалы посредством гравитации и звука» – нечто ритуально-космогоническое, намекающее на все еще модный Тибет. Андрей Бартенев привлекает массовку из ста человек для перформанса «Сто лиц», а некий Московский дом национальностей воссоздает старинное башкирское жилище с аутентичными предметами, музыкой от Алексея Айги и «запахами полыни и чабреца».
По правде сказать, когда обещают «запах полыни и чабреца», отчего-то вспоминается реклама освежителей воздуха, а от фразочек вроде «феерия изобразительности, сопряженная с множеньем артефактов», тот самый освежитель впору принимать внутрь.
Не исключено, впрочем, что действа окажутся аппетитнее анонсов. Только все же не заменить театрализованными шоу кризисного ассортимента ярмарки. То, что может снисходительно восприниматься в стадионном антураже, по возвращении в большой Манеж снова окажется вопиющей разносортицей. Хотя если лелеять традиции, то нечего и голову ломать. Типа всё как всегда.
«Арт-Манеж в ЦСКА» (Ленинградский пр-т, 39, стр. 1). До 13 декабря.