В четверг правительство России приняло за основу предложения Министерства образования и науки по приоритетным направлениям развития системы образования в стране. Как сообщил, открывая заседание, премьер-министр России Михаил Фрадков, основных задач модернизации образования сейчас три: обеспечение доступности образования, повышение качества профессионального образования, в том числе для выпускников вузов, а также ресурсная обеспеченность в системе образования. О том же, что именно собирается делать Минобразования, министрам рассказывал глава ведомства Андрей Фурсенко.
Как заявил Фурсенко, вскоре в России будет изменена сама система финансирования образования.
«Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов», — сообщил министр, добавив, что это станет стимулом для научных кадров оставаться в России, передает РИА «Новости». Но исключительно платного образования в России в обозримом будущем не будет.
Кроме того, сообщил он, к 2008 году российские вузы полностью перейдут на двухуровневое профессиональное образование – бакалавриат и магистратуру. Соответствующий закон, по его словам, уже подготовлен чиновниками Миноборазования, и сейчас проходит согласование. Фурсенко заявил, что главы вузов зря волнуются – так как двухуровневое образование «не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации». И вообще, сказал Фурсенко, у студентов, напротив, будет больше возможностей. В частности, они смогут учиться в разных вузах: сначала станут бакалаврами в одном, а потом магистрами – в другом.
После этого глава Минобразования перешел к другим нововведениям.
Например, по словам Фурсенко, в 2005 году министерство планирует провести эксперимент по введению системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Фактически, ГИФО представляет собой именной чек целевого назначения, который выдается выпускнику по результатам единого госэкзамена. На чеке указана сумма, которую государство может выделять на обучение данного студента в год в течение шести лет. Чек имеет дифференцированные номиналы, отвечающие различным категориям ГИФО (А+, А, Б, В), скажем, от 5 тыс. руб. до 25 тыс. руб. в год. Если стоимость обучения в вузе, в который поступил человек, больше суммы в ГИФО, разницу он выплачивает сам. «Идея подушевого финансирования важна, — сообщил Фурсенко. — В 2005 году будет проведен масштабный эксперимент, но окончательное решение потребует, по крайней мере, двух-трех лет».
В министерстве готов целый пакет законодательных изменений, которые Госдума рассмотрит предстоящей весной.
Например, предприниматели смогут заказывать у вузов студентов определенного профиля в нужном количестве. Еще один документ предполагает появление в сфере дополнительного профессионального образования негосударственных организаций нового типа. Также Минобразования собирается повысить доступность профессионального образования для лиц, отслуживших в армии по контракту – с 2006 года для контрактников будут создаваться бесплатные подготовительные отделения. Кроме того, сообщил Фурсенко, в 2005 году предполагается расширить круг организаций, которые будут иметь право заниматься образовательной деятельностью.
Что касается начального и среднего образования, то, по словам Фурсенко, со школьников снимут лишнюю нагрузку и введут «нулевые классы».
По его словам, чиновники проанализировали ситуацию в российских школах и сравнили результаты с данными из европейских учебных заведений. Оказалось, что нагрузка у российских школьников на 25–30% выше, чем у европейских – при том, что качество образования не выше. Чтобы зря не мучить учеников, подытожил Фурсенко, план образовательных учреждений снизят на четверть. Правда, когда это произойдет, пока не понятно. Неясно также, когда в России будут введены «нулевые классы». По словам Фурсенко, проблема разницы в подготовленности первоклассников к учебе все-таки есть, поэтому предшкольную подготовку министерство развивать будет, и она, возможно, станет даже обязательной. Но жесткого стандарта для предшкольного образования все-таки не будет.
Также ведомство собирается бороться со взяточничеством в сфере образования.
По словам Фурсенко, отучать брать взятки Минобразования будет разрешением преподавателям брать деньги за дополнительные занятия.
«Наша задача — предоставить легальную возможность на всех уровнях образования вкладывать не бюджетные деньги», — сказал министр. Возможность такая сейчас в вузах есть – это платное образование. Но легально зарабатывать сверхурочные деньги преподаватели должны и в школах. А это можно сделать, если разрешить ученикам платить за дополнительные уроки. (Кстати, платным в большинстве случаев будет обучение в «нулевых классах».) Правда, по словам Фурсенко, за качеством обучения нужно установить контроль – чтобы знания, полученные школьниками, проверялись и отслеживались. «Тогда люди будут понимать, что, сколько и кому бы он ни платил, он все равно должен будет показать свои знания», — пояснил министр. При этом, по его словам, Минобразования не настаивает на том, что альтернативы единому государственному экзамену (ЕГЭ) в качестве формы проверки знаний нет. «Мы — за альтернативу при проверке знаний. Но требования при проведении этой проверки должны быть едиными, понятными и заранее известными», — заявил Фурсенко.
Представители вузов уже выступили с критикой некоторых планов Минобразования.
В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что он сомневается в том, что система «бакалавр-магистр» будет действовать эффективно. «Для таких направлений подготовки, как химия, математика и другие фундаментальные науки, должен быть сохранен специалитет», — заявил он, пояснив, что имеет в виду пятилетнюю подготовку с присвоением квалификации специалиста. Кроме того, сказал Садовничий, вводимая Минобразования система не позволит получать степень доктора наук. «Мы потеряем нашего доктора, а это трагедия», — сообщил он.
Однако, сколько бы ни возмущались ректоры вузов, Минобразования, как показало сегодняшнее заседание правительства, слушать их не собирается.