Девятый арбитражный суд Москвы назначил на 24 декабря рассмотрение апелляции ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» на решение столичного Арбитражного суда. Назначенная дата заставляет руководство «Коммерсанта» опасаться ареста имущества. Юристы же считают, что, если все будет сделано в соответствии с законом, опасаться ИД нечего.
20 октября Арбитражный суд Москвы обязал ИД «Коммерсантъ» выплатить Альфа-банку $11 млн (320,7 млн рублей). Предмет иска — статья «Банковский кризис вышел на улицу», появившаяся в газете 7 июля этого года. Содержащиеся в ней сведения «Альфа», а затем и суд сочли не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию банка.
Ущерб от появления этой публикации юристы Альфа-банка оценили в 320,7 млн рублей, из них 20,7 млн — непосредственные убытки, понесенные банком из-за опубликования данной статьи, а 300 млн — репутационный вред. Суд также обязал «Коммерсантъ» в 10-дневный срок опубликовать информацию о признании «Коммерсанта» виновным.
Вопрос репутационного вреда – самый сложный, а именно на этом решили сыграть адвокаты ИД «Коммерсантъ», составлявшие апелляционную жалобу.
«Как оценить в деньгах — ухудшилась или улучшилась репутация Альфа-банка после публикации в газете?» — пояснил свою позицию «Газете» адвокат «Коммерсанта» Константин Скловский.
Адвокат «Коммерсанта» считает, что суд первой инстанции принял решение, «под которым нет базы ни в российском, ни в европейском законодательстве», и намерен доказать это в суде. 24 ноября юристы ИД «Коммерсантъ» направили в девятый апелляционный суд Москвы апелляционную жалобу.
Рассмотрение назначено на 24 декабря. И эта дата насторожила адвокатов и руководство «Коммерсанта», которые считают, что она может стать для газеты фатальной.
«Меня настораживает поспешность, с которой суд хочет вынести свое решение, — заявил генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев. — Мы направили ходатайство о перенесении слушаний на какой-нибудь послеканикулярный день января».
В Альфа-банке комментировать ситуацию до решения суда отказываются. Впрочем, там считают, что рабочих дней, которые пройдут с момента вынесения апелляционного решения до наступления новогодних праздников, вполне хватит на урегулирование ситуации.
Ранее руководство ИД не раз заявляло, что рассчитывает на победу, теперь же настроение явно переменилось.
«Я очень сомневаюсь в том, что мы выиграем апелляцию, и не имею права исключать возможность, что приставы явятся 31 декабря под вечер, —
заявил «Газете.Ru» генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев. – Если это произойдет, то мы не сможем заплатить чисто технически. Во-первых, мы попадем на штраф около $800 тыс., во-вторых, можем выйти с каникул, а у нас все арестовано. Поэтому мы и просили, когда направили ходатайство в суд, чтобы его заслушали в послеканикулярное время. Банки же не будут работать, так что заплатить мы не сможем, даже если будут деньги, а они есть. На всякий случай мы еще открыли кредитную линию в Банке Москвы». К 23 декабря вся сумма будет собрана, уверяет Васильев.
Дело вот в чем: решение апелляционной инстанции вступает в силу сразу после его вынесения, но на его исполнение отводится 10 дней. А дни в начале января объявлены в России выходными. Кто и как будет работать в предпраздничные дни, и вовсе не понятно. В издательстве опасаются, что технически не смогут перевести деньги на указанные судом счета, если решение будет не в пользу «Коммерсанта».
Опубликовать информацию о признании «Коммерсанта» виновным в указанные сроки тоже будет невозможно из-за того, что газета уйдет на каникулы.
Гендиректор «Коммерсанта» заявил, что «во избежание сюрпризов» ИД саккумулирует всю искомую сумму прямо к 23 декабря. Но юристы считают, что, даже если решение апелляционного суда будет не в пользу ИД «Коммерсантъ», никакой трагедии в этом нет и никто не растащит редакционную оргтехнику и не арестует здание.
«Действительно, решение апелляционной инстанции вступает в силу с момента его вынесения, но можно подать кассационную жалобу, — пояснил «Газете.Ru» Сергей Жорин, адвокат Московской коллегии адвокатов. – Что касается описания имущества, то и тут можно принять контрмеры. Описать имущество не так просто».
Последовательность такая: решение суда вступило в силу 24 декабря, резолютивная часть была оглашена, а само решение выдается, по практике, через три-четыре дня. После этого нужно запросить исполнительный лист, его нужно передать судебному приставу-исполнителю, который возбуждает исполнительное производство. «Затем судебный исполнитель должен обратиться к ответчику с предложением добровольно обеспечить исполнение решения суда. Если ответчик этого не сделает, причем в определенные сроки – не меньше десяти дней, только тогда могут принять меры к описанию имущества, — пояснил Сергей Жорин. —
Кроме того, ответчик может обжаловать действия пристава-исполнителя, заблокировав их. Пока жалобу ответчика не рассмотрят, пристав не имеет права продолжать действия. То есть при желании можно затянуть до решения суда третьей инстанции».
Как утверждают юристы, приставы не очень-то торопятся с исполнением предписания апелляционной инстанции, особенно когда известно, что на решение будет подана кассация. Ведь если решение по кассационной жалобе будет в пользу ответчика, он заставит истца все ему вернуть, а это непросто. Поэтому исполнение решений второй, апелляционной, инстанции нередко затягивается.
В праздничные дни отдыхают не только банки и газеты, но и судебные приставы-исполнители. И это, по мнению юристов, тоже надо учитывать. «В Гражданском кодексе есть понятие «срока», которое учитывает выходные и праздничные дни, — говорит Сергей Жорин. — А праздничные дни у нас с 1 по 10 января». Конечно, не исключено, что за деньги чиновники могут проявить служебное рвение и в выходные, но их активность вполне можно заблокировать, уверен юрист. «Главное – не упускать происходящее из вида, так что адвокатам «Коммерсанта» в Новый год отдыхать не придется», — уверен Жаров.
В самом «Коммерсанте» также утверждают, что ситуация сложная, но выход из нее есть. «Давайте посмотрим, как все будет, — говорит Андрей Васильев. – Если так, как мы предполагаем, это типичная подстава, и говорить о том, что Альфа-банк просто борется за правду – смешно. Обычно суд свое решение отправляет приставам по почте заказным письмом, потом приставы по почте связываются с ответчиком. Но иногда, когда слишком большое рвение, к приставам решение попадает в тот же день, а бывает, что и в тот же день оно у ответчика. И тогда приставы не ленятся. Мы должны готовиться к худшему варианту».
Но и при самом худшем варианте до описи имущества «Коммерсанта» дело не дойдет, уверен Андрей Васильев.
«Лучшие финансовые умы придумали финансовую схему, — сказал он «Газете.Ru». – Я их назвать не могу, но это свидетельствует о том, что на свете существует не один Альфа-банк. Мы уже все придумали, но деньги придется собрать к 23 декабря. Кстати, это не деньги Березовского, а наши, коммерсантовские. Всю нашу прибыль придется отдать: это такой подарок Фридмана его любимой газете». При этом Андрей Васильев считает, что единственная цель как самого иска, так и любого продолжения истории — «подлянку кинуть»:
«Речь же идет уже не о правде, а об $11 млн. Почему не получить их? У нас дикая напряженка: мы выплатим новогодние премии, зарплату, а после того как мы отдадим все эти деньги, у нас на пиво не останется. Я думаю, серьезного замысла – отобрать газету, например — у них нет. Ну, может, Фридман надеется, что я приду к нему извиняться: «Дяденька Михаил Маратович, прости меня, земляного червяка». А ничего более серьезного я за этим не вижу».