Заторы на подъездах к портам возникают ежегодно в конце ноября — начале декабря: то есть в преддверии новогодних праздников. Но в этом году ситуация особо накалилась, и стороны осыпают друг друга упреками и обвинениями.
Железнодорожники оценивают уже понесенный ими ущерб из-за традиционных новогодних заторов в $20 млн рублей. В пресс-релизе центра общественных связей ОАО РЖД сообщалось, что по итогам работы за десять месяцев 2004 года через припортовые станции Северо-Кавказской железной дороги перевезено экспортных и транзитных грузов 43,4 млн тонн (125,9% к аналогичному периоду 2003 года). До конца года ожидается, что объем переработки внешнеторговых грузов припортовыми станциями дороги может составить более 52 млн тонн, что более чем на 10 млн тонн (или примерно 20%) превысит показатели прошлого года.
По утверждению вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева, в настоящее время на Октябрьской, Дальневосточной и Северо-Кавказской дорогах на подъездах к портам скопилось 223 поезда, превратившихся в своеобразные «склады на колесах».
Вице-президент РЖД считает, что «должен быть разработан более жесткий механизм экономической и юридической ответственности при невыполнении сторонами заключенных договоренностей, в частности, ужесточены штрафные санкции». Таким образом, железнодорожники пытаются уличить в проблемах портовиков.
В портах же склонны обвинять в предновогодних трудностях саму РЖД.
Как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Михаил Вольхин, железная дорога искусственно создает подобные ситуации.
По мнению портовика, «скопление грузов на подступах к Новороссийску связано прежде всего с рискованной практикой СКЖД брать вагоны на хранение для экспедиторов сверх утвержденных нормативов перевалки грузов в порту, получая за это плату от грузоотправителей».
По утверждению пресс-секретаря, ОАО «НМТП» «работает в нормальном режиме, выгружая в сутки по 600 с лишним вагонов и выполняя нормативы по выгрузке, согласованные с СКЖД». В руководстве порта «Газете.Ru» признались, что «не могут объяснить данную ситуацию, если учитывать, что железная дорога ежедневно получает от портовиков сводки о наличии грузов на складах, судов на подходе и на рейде».
В то же время в руководстве Туапсинского порта считают виновными в возникновении заторов грузоотправителей, которые «не смогли обеспечить своевременный подход танкеров» к порту.