Центр Москвы стремительно превращается в Сохо, а каждый переулок – в Бонд-стрит. Скоро шагу не ступить, чтобы не наткнуться взглядом на вывеску модной и влиятельной художественной галереи. «Россия перспективный рынок. Перспективный Россия рынок. Рынок Россия перспективный», – упрямо твердят будущие арт-дилеры.
То ли вычитали об этом в зарубежном журнале, то ли сами додумались, но результат налицо: галереи с покушениями на респектабельность плодятся как подосиновики после дождя.
Год назад амбициями блеснула Stella Art Gallery, вздумавшая торговать Энди Уорхолом и Томом Вессельманом, будто не догадываясь, что американский поп-арт у нас не товар, а чистая эмблема. Потом репертуар подкорректировали, но вряд ли прагматически – идея культпросвета все равно витает над всеми здешними проектами. Теперь вот новая галерея RuArts вознамерилась пронять средний класс до селезенки, чтобы поняли: время покупать актуальное искусство, покупать искусство актуальное время, искусство время актуальное покупать... Дамы, возглавляющие упомянутые институции (Стелла Кей и Марианна Сардарова соответственно), наверняка не прочь заработать на новом для себя поприще, но гораздо важнее для них соответствовать усредненным мировым стандартам.
Чтобы стены были белыми, дизайн – хайтековским, гости – знаменитыми, экспонаты – продвинутыми.
Галерея RuArts обосновалась в самом сердце элитной Остоженки, в бывших палатах Муравьевых XVI столетия. Палаты и вправду «бывшие»: ни снаружи, ни внутри не отыскать и намека на боярскую Русь, сплошной минимализм. Считается, что интерьерное пространство здесь специально спроектировано для галерейных целей. Три этажа выставочных площадей, 800 квадратных метров – неимоверная роскошь, мечта любого куратора. Чем будут заполнять? Да всегда что-нибудь найдется.
В ближайших планах – Сергей Бугаев, он же Африка, и Спенсер Туник, известный в качестве режиссера массовых нудистских сцен в городском антураже.
А для зачина решили показать видеоарт. Вид деятельности, который давно служит символом прогресса, но все никак не достигнет запланированной популярности, пробуют у нас реабилитировать не в первый и наверняка не в последний раз. Кураторы Олеся Туркина и Антонио Джеуза предложили очередную амбулаторную программу – зрелище под названием «Жили-были… Фабула российского видеоарта».
Интрига проста: коли феномен существует, у него должны быть основоположники и видные представители. Отечественный видеоарт дан в ретроспекции, хотя ему и двух десятков лет не набежало от роду. Крутятся ролики Бориса Юхананова конца 80-х, голосит из коляски мониторный «младенец» (эта видеоинсталляция 1990 года считается одной из первых в России), как бы отпиливают друг другу конечности ветераны движения Ефимов и Чернышов (работа под названием «Сияющие протезы»). Леонид Тишков воскрешает десятилетней давности монстрика, у которого вместо – ну, скажем, задницы – телевизор с новостными программами. Гипнотизирует на фоне цветущего сада Владимир Сальников: «Ничто не стоит вашего спокойствия», талдычит «говорящая голова» Гии Ригвавы: «Не верьте им, они все врут».
Уютное такое ретро, хотя и совершенно недавнее: видеоарт обладает фантастической способностью устаревать уже в момент производства. Впрочем, многие не согласятся.
А на подходе подрастающее поколение. Игорь Вишняков представляет эзотерическую серию «Пять элементов» – горизонтальные фотопанно, где олицетворяются стихии вроде Огня и Воды. Юлия Страусова (та, что на пресс-конференции выразила устроителям выставки благодарность «от лица всех художников мира») в соавторстве с Морицем Маттерном демонстрирует виртуальную игру «Лебедь, свободный от розеток» – чтобы понять ее смысл или хотя бы правила, нужно как минимум два гуманитарных образования. Ну и так далее. Немного того и другого от некоторых. Нельзя сказать, что помещение простаивает.
Кроме выставок, фонд RuArts намерен заниматься книгоизданием. Первый опус презентуется на нынешнем вернисаже – это переводные «Мемуары арт-дилера» от акулы нью-йоркских лагун Ричарда Фейгена. Следующим автором в серии окажется все тот же Бугаев (Африка), потом еще кто-нибудь. Дрова в новый очаг культуры неизбежно будут подбрасываться – не для того же строили, чтобы оказаться на обочине. Стратегической ясности на перспективу пока нет, зато есть неуемная жажда деятельности и белоснежные стены. Достаточно, чтобы быть на виду.
Первая выставка фонда RuArts (1-й Зачатьевский пер., 10). До середины января.