По словам пресс-секретаря ВР в России Владимира Буянова, нынешняя встреча Брауна и Миллера рабочая и уже третья в этом году. «На ней будет продолжено обсуждение вопросов, которые затрагивались на переговорах в Лондоне», — сказал Буянов.
Переговоры ВР с «Газпромом» ведутся по трем основным вопросам: совместному освоению Ковыктинского месторождения, строительству Северо-Европейского газопровода и сахалинским проектам.
Вице-президент по развитию новых газовых проектов ТНК-ВР Алистер Фергюссон недавно заявил, что до конца года должны быть достигнуты принципиальные договоренности с «Газпромом». «Скорее всего, это будет масштабная договоренность между «Газпромом», ТНК-ВР и ВР, где основным проектом будет не Ковыкта», — заинтриговал присутствующих Фергюссон.
Судя по этому заявлению, а также недавно объявленной позиции самого «Газпрома», где говорят, что в первую очередь интересуются экспортом газа, основной темой переговоров может стать газопровод.
Но аналитики полагают, что без обсуждения проблем Ковыкты на встрече не обойтись. «Газпром» давно старался войти в проект по освоению Ковыктинского месторождения, где оператором является компания «Русиа-Петролеум», более чем на 60% принадлежащая ТНК-ВР. Одним из способов участия в проекте «Газпрома» мог бы стать выкуп акций «Русиа-Петролеум». Но представители «Газпрома» в последнее время не раз заявляли о том, что концерн потерял интерес к вхождению в капитал «Русиа-Петролеум». Это, конечно, ничего не значит: не так давно «Газпром» заявлял, что не интересуется «Юганскнефтегазом», а потом передумал.
Тем не менее официальная позиция монополиста: первоочередная задача — контроль над экспортными потоками. Пока газопровод находится в стадии проекта, нет технического обоснования, не определен состав участников и не определены объемы финансирования. О том, как газовая монополия намерена в нем участвовать, пока можно только гадать.
«Не думаю, что «Газпром» будет входить с долей в проект. Скорее всего, он захочет стать оператором трубопровода. Поэтому на переговорах речь скорее пойдет о сроках освоения месторождений и объемах добычи, в соответствии с которыми «Газпром» будет планировать строительство газопровода на Китай и Южную Корею», — полагает Лев Сныков из «Совлинка».
Впрочем, приоритеты ВР на переговорах могут сильно отличаться от газпромовских. Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов видит возможную сделку иначе: «Я не исключаю, что ВР откажется от своей доли в Ковыкте в обмен на свое участие или участие ТНК-ВР в новом эффективном месторождении, куда требуются большие инвестиции и интерес к которому со стороны иностранных компаний значителен. Это могут быть cахалинские проекты или Штокмановское газовое месторождение».
Но не похоже, что ТНК-ВР готов отказаться от Ковыкты, если, конечно, вопрос с газопроводом наконец будет реализован.
Пожелавший остаться анонимным источник в ТНК-ВР сказал «Газете.Ru»: «Ковыктинский проект должен сдвинуться с мертвой точки до конца текущего года, в противном случае рынок трубопроводного газа северных регионов Китая будет для нас потерян из-за конкуренции с поставками сжиженного газа».
Ранее проект тормозился из-за неопределенностей по поводу участия в нем «Газпрома». Иностранный инвестор делал все, чтобы не допустить российскую газовую монополию к трубе. Теперь подгоняемая страхом потерять рынок сбыта и убедившаяся на собственном опыте, что без «Газпрома» власти не дадут проекту добро, ВР приняла решение уступить контроль за экспортом российскому монополисту. «ВР рассчитывает, что участие «Газпрома» в проекте — некая страховка от будущих возможных проблем в России. Если «Газпром» не будет брать газ в свою газораспределительную сеть, то проект окажется в подвешенном состоянии. А в ближайшие годы начнется его промышленная разработка. К тому же срок лицензий в 2006 году истекает, и ВР надо будет показывать результаты», — поясняет внезапную уступчивость ВР Константин Симонов.
Впрочем, на рынке не исключают, что и по третьей позиции — по проекту Северо-Европейского газопровода — сторонами может быть достигнута «масштабная договоренность». В частности, россияне могут предложить ВР участие в строительстве этого газопровода при условии, что иностранцы предоставят «Газпрому» гарантии реализации сибирского газа на рынке Великобритании.
Но аналитики относятся к проекту скептически. Как утверждает Лев Сныков, «в Европе большого энтузиазма нет, и вопрос с участниками трубопровода по-прежнему не определен. Лондон в целом проект поддерживает; хотя он завязан на континентальную Европу, но предполагает дополнительные поставки газа в Великобританию». Да и главный для любого трубопровода вопрос – чем его заполнять – также не решен.
«Вопрос разработки Штокмановского месторождения — дело не скорое и дорогое, — говорит Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». — А после случившегося с «Голубым потоком» (когда Турция отказалась покупать газ по оговоренной цене) «Газпром» дважды должен подуть на воду, прежде чем инвестировать в новую трубу. По подсчетам аналитика, британской стороне придется гарантировать закупки минимум 10 млрд кубометров в год, необходимых для окупаемости проекта».
Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса» полагает, что лорду Брауну и Алексею Миллеру придется обсудить готовящуюся сделку между «Газпромом» и «Роснефтью». «ВР, «Газпром» и «Роснефть» пересекаются в сахалинских проектах. В свое время ВР добивалась от «Роснефти» и российского правительства гарантированного предоставления ей лицензий по проекту «Сахалин-5» в случае, если ВР возьмет на себя финансирование геологоразведки проекта. Есть вероятность того, что ВР захочет подтвердить достигнутую договоренность», — полагает аналитик.