Диалог американских чиновников с предшественником господина Мандельсона — Паскалем Лами — в общем-то ни к чему хорошему не привел. Спор о справедливости государственных субсидий (ЕС — в адрес Airbus, США — в адрес Boeing) продолжается уже около четырех лет.
Его начала американская сторона, обеспокоенная быстрыми темпами развития Airbus в целом и в частности — утверждением программы создания двухэтажного гражданского самолета A380 вместимостью до 555 пассажиров.
Правительства европейских стран согласились частично финансировать этот проект: Великобритания выделила $800 млн, Германия $880 млн и Франция $1,5 млрд. Часть средств выделили Испания и Бельгия. В целом прямые государственные капиталовложения в строительство Airbus 380 составляют $3,8 млрд – менее трети стоимости всей программы в $12 млрд.
Так что формально Европа не нарушает заключенное с США в 1992 году соглашение, по которому максимальный размер господдержки разработок больших самолетов не должeн превышать 33%. Но с момента подписания этого документа расстановка сил на мировом рынке самолетостроения изменилась в пользу Airbus. В 1992 году Boeing контролировал 80% мировых продаж гражданских самолетов, но из года в год его доля неуклонно снижалась. В 2003 году объем продаж EADS вырос до 305 машин – это 52% рынка.
США считают, что Airbus не добилась бы таких выдающихся результатов без денег европейских правительств и требуют от ЕС расторгнуть или изменить соглашения от 1992 года.
Европейская сторона с предложениями и обвинениями американской, разумеется, не согласна и сама подозревает власти США в скрытой поддержке корпорации Boeing — за счет передачи ей военных заказов Пентагона.
Этот вялотекущий обмен обвинениями весьма оживил президент Джордж Буш. В августе он побывал в штаб-квартире Boeing в Сиэтле и заявил, что намерен добиться отмены соглашения между США и ЕС. Он даже публично проинструктировал торгового представителя Роберта Зеллика примерно в таком духе: «Нужно изучить все возможные варианты, чтобы субсидирование Airbus прекратилось».
Вдохновленнные своим президентом американские торговые представители провели в Брюсселе очередной и вновь безуспешный раунд переговоров с ЕС, и в конце концов 6 октября подали на европейцев жалобу во Всемирную торговую организацию. Буквально через час Евросоюз оформил ответную жалобу.
По процедуре рассмотрения споров в ВТО, спорящим сторонам дается два месяца на самостоятельное разрешение конфликта, в случае неудачи формируется специальная комиссия ВТО.
6 декабря указанный срок истекает. На этот день назначена встреча Роберта Зеллика и Питера Мандельсона. Ожидается, что на ней США объявят о решении приостановить разбирательство с Европой. Формально — из-за нового состава Еврокомиссии, где Паскаля Лами на посту комиссара по торговле сменил Питер Мандельсон.
«Никто не должен сомневаться в нашем желании решить эту проблему, но мы дадим время новому европейскому торговому представителю, чтобы разобраться в проблеме, — заявил высокопоставленный чиновник аппарата торгового представителя США Роберта Зеллика. — До конца текущего года мы не будем просить ВТО создать специальную комиссию для расследования нашего дела. Все переносится на 2005 год».
Но вполне вероятно, что Европа и США вообще замнут свой спор о государственных субсидиях в самолетостроение и отзовут жалобы из ВТО.
С одной стороны, торговые отношения двух сторон заметно потеплели. ЕС решил отменить пошлины в размере $4 млрд на американские товары в следующем году.
Это решение было принято после того, как президент Джордж Буш подписал законопроект, отменяющий закон об исключении налогообложения экстратерриториальных доходов (фактически это означает субсидирование экспортирующих компаний), который символизирует окончание длительного трансатлантического спора.
С другой стороны, выступление Джорджа Буша в Сиэтле, после которого американские торговые представители активизировали переговоры с Евросоюзом по субсидиям, могло быть просто предвыборной акцией, направленной на привлечение голосов американских самолетостроителей.
Получается, что обеим конфликтующим сторонам проще прекратить спор по субсидиям в европейский и американский авиапром.
Потому что сложно представить, что США пойдут на уступки ЕС, прекратив заказывать Boeing военную продукцию. А Airbus неоднократно заявлял, что намерен продолжить практику займа необходимых для развития средств у европейских правительств, в частности, на создание самолета А350, который будет конкурировать с американским Boeing 7Е7 Dreamliner.