Банк – это место, где аккумулируются чужие деньги. Если верить рекламе, держатели финансово-кредитных учреждений готовы снять с себя последние штаны, лишь бы клиент получил максимальную прибыль по вкладу и заплатил минимальный процент по займу. Как правило, штаны не бывают последними. Мировые банки давно озабочены проблемой, куда бы потратить свои доходы. Лишь кажется, что вопрос простой. Дача, иномарка, океанская яхта, высотный билдинг и даже «Челси» – это из подсознания бывших трудных подростков.
Когда речь идет об имидже серьезной конторы, полубандитская роскошь остается за скобками.
Мы надежные партнеры, но чем этот слоган подкрепляется? Если респектабельны – не слишком ли малоподвижны? Если динамичны – вдруг покажемся легкомысленными? Сомнения банков на сей счет сродни терзаниям отроковиц перед дискотекой. Впрочем, и те и другие однажды делают выбор. Deutsche Bank поставил 25 лет назад на коллекцию графики ХХ века. И поставил основательно: к сегодняшнему дню собрано больше 50 тысяч экспонатов, каждый из которых стоит внушительной суммы, не говоря о тратах на искусствоведческий персонал, хранение, оформление, страховку и т.п.
О выгодах такого вложения говорится однозначно: зер гут.
Из отечественных банкиров не все бы так бодро реагировали. Многим памятна позорная, по демпинговым ценам, распродажа коллекции «Инкомбанка». Известны и другие, менее громкие случаи избавления от запасов изобразительного искусства. Дефолт напугал настолько, что сегодня в России нет ни одной внятной корпоративной коллекции (разве что «Арбат-Престиж» распускает перья, но как-то окрашено это все…). Словом, возникает пробел в смысле интеграции в мировое сообщество. Солидные-то фирмы обзаводятся. Тот же «Дойче банк» коллекцию не только приобрел, но и распространил ее по головным офисам и филиалам. Загляните хоть в Токио, хоть в Нью-Йорке в местное отделение – тут Кирхнер или Бекман в рамочке. Сразу видно, очаг культуры. Башни-близнецы во Франкфурте вообще напичканы искусством под завязку, там даже кнопки лифтов снабжены комментариями:
21-й этаж – творчество художника Зигмара Польке, 24-й – Георга Базелица, и т.д.
Владея, эксплуатируй. Время от времени «Дойче банк» напрягает свои карманы и извилины, чтобы похвастать перед планетой. Теперь настала наша очередь. Мы, конечно, не любим богатства напоказ, даже эстетического, но следует признать: многое здесь в новинку. Знаем про югендштиль, экспрессионизм, «новую вещественность», немецкий концептуализм и «новых диких», но больше понаслышке, через альбомы, журналы, интернет. Оригинал же – всегда потрясение, даже для людей с устойчивой психикой. Столько случаев запоздалой влюбленности или глубочайшего разочарования при встрече с подлинниками… Не осуждайте впечатлительных, лучше проверьте на себе.
В ходе подготовки выставки возникла международная напряженность, отзвуки которой докатились до пресс-конференции.
Немцы то и дело повторяли: «Мы были немного удивлены», а наши твердили: «Нам показалось несколько странным». При обилии дипломатических реверансов понять, что там у них за коллизия, сразу не удалось – пришлось выяснять кулуарно. В принципе, обычная нестыковка банковских и музейных представлений об искусстве. Они говорят: мы вам дадим сногсшибательную подборку, шедевр на шедевре. Гештальт, гешефт и юбер аллес. Наши в ответ: а нельзя ли убрать вон то, заменить одно на другое и вообще видоизменить концепцию. Те удивляются, но частично согласны. Наши приходят в недоумение, но тоже идут навстречу. Изведя горы факсовой бумаги и истратив все телефонные лимиты, стороны приходят к консенсусу. Взаимное раздражение угасает само собой или выливается в братание на фуршете. Так рождаются интернациональные проекты.
Вычленить 140 произведений из полусотни тысяч было непросто, разумеется. Компания кураторов сошлась на том, что будут одни лишь немцы, а также с ними сорожденные или к ним припавшие и примкнувшие.
После аншлюса и дранг нах остен тема больная: считать ли германцами уроженца Швейцарии Пауля Клее, австрийского чеха Оскара Кокошку, веймарского русского Василия Кандинского?
Не прибегая к обмеру черепов, нашли общий язык. Как известно, после фашистской выставки «Дегенеративное искусство» у немцев образовался комплекс вины перед новаторами. Поэтому они сегодня и преобладают. Кого-то задним числом берут в фавориты за истинные заслуги, кого-то – за нахальство, то есть за противостояние тоталитарным тенденциям. Легко себе вообразить квалифицированного зрителя, который камня на камне не оставит от музейно-банковской версии немецкого искусства. Но каковы вещицы! Любить – значит, простить.
«Взгляд из Германии. Шедевры из собрания Дойче Банка». В Музее личных коллекций (Волхонка, 14) до 16 января 2005 года.