«Газета.Ru» сообщала, что в конце прошлой недели в Афинах состоялась встреча экспертов, где рассматривалось технико-экономического обоснование строительства нефтепровода Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция). Обсуждение это принципиальное, так как новый трубопровод позволит российской нефти обойти проблемные черноморские проливы.
Но для этого и Болгарии, и Греции необходимо было согласиться предоставить России множество льгот при строительстве, эксплуатации и разделении прав собственности на эту трубу.
И вот появились первые положительные новости. Как сообщил представитель посольства России в Греции Кирилл Гадзацев,
в ближайшее время в Софии действительно будет подписан меморандум между Россией, Болгарией и Греции о строительстве нефтепровода Бургас — Александруполис.
Текст меморандума был согласован в пятницу в Афинах в самом конце переговоров совместной российско-болгарско-греческой комиссии. «Меморандум будет подписан в течение ближайших недель, вероятнее всего, в начале декабря в Софии», — сказал представитель посольства.
Представители правительства стараются особенно акцентировать внимание на положительных политических и общих геостратегических итогах переговоров, не вдаваясь в технические и имущественные детали.
Так, глава российской делегации на переговорах в Афинах, директор департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Анатолий Яновский высказал удовлетворение российской стороны тем, что решено создать новый, дополнительный путь для российской нефти из Черного моря в Средиземное и далее на мировые рынки.
А Кирилл Гадзацев отдельно подчеркнул, что «меморандум — политический рамочный документ, выражающий волю трех стран поддержать строительство нефтепровода».
Со своей стороны министр развития в правительстве Греции Димитрис Сиуфас также выступил с расплывчатым, но в целом положительным заключением и назвал соглашение о меморандуме историческим. «Это новое начало исторического сотрудничества, которое значительно расширит торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами», — сказал министр Сиуфас.
Другой представитель правительства Греции, Теодорос Руссопулос, назвал достигнутые трехсторонние договоренности «важными для Греции», поскольку ее сотрудничество с Россией и Болгарией в этой области будет иметь огромный эффект в экономической и торговой сферах и способствовать «общей цели регионального развития и геостратегического сотрудничества».
То, что все стороны не боятся делать громкие заявления о новом этапе тесной геостратегической дружбы и исторического сотрудничества, показывает, что,
по-видимому, многолетние переговоры о проекте нефтепровода Бургас — Александруполис действительно перешли из фазы болтовни во что-то реально осуществимое.
И даже подтверждает, что стороны утрясли основные вопросы с распределением расходов на строительство и совершили хотя бы примерную дележку будущей собственности.
Проблема была в том, что Москва претендовала на льготы при ввозе материалов и оборудования и пониженные портовые сборы, а также распределение долей в капитале консорциума по строительству в зависимости от вклада участников. В этом случае доля России преобладала бы, поскольку нефть и строительство шли бы из России, но до недавнего времени Болгария и Греция считали, что у участников должно быть по 33,3% акций. Российской делегации удалось переубедить партнеров по переговорам, иначе бы те не стали давать положительные отклики и готовиться к подписанию меморандума.
Однако никаких конкретных деталей о расходах и правах собственности не известно и до подписания меморандума не будет обнародовано.
Кулуарная торговля и вытягивание льгот и уступок друг у друга пусть уже не на принципиальном, но вполне серьезном среднем уровне будет продолжаться еще долго.
Дипломат Гадзацев, например, сказал, что «степень участия сторон в проекте, сроки строительства и другие технические детали будут согласовываться дополнительно коммерческими предприятиями, которые примут участие в проекте». А греческая сторона в лице Теодороса Руссопулоса сообщила, что в ходе реализации проекта в стране будут построены объекты общей стоимостью 354 млн евро в ценах 2001 года, что очень много и свидетельствует о намерении греков выжать для себя из проекта все что можно.