Обе авиакомпании заказали российские самолеты в 1999 году: «Аэрофлот» пообещал купить у воронежского авиазавода (ВАСО) шесть пассажирских Ил-96 вместимостью до 300 человек, а «Трансаэро» — десять Ту-204 производства ульяновского «Авиастара-СП».
Но соглашения на производство воздушных судов через лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) по различным причинам до сих пор не выполнены.
По пятнадцатилетнему контракту «Аэрофлота» и ИФК, ежемесячный платеж за каждый Ил-96 должен был составить $350 тыс. Но поскольку национальный перевозчик неоднократно менял технические характеристики к заказанным машинам, в 2002 году ИФК увеличила размер лизинговых платежей до $500 тыс. Это увеличило бы стоимость одного самолета с $63 млн до $90 млн.
Поэтому «Аэрофлот» вообще отказался покупать уже почти собранные Ил-96, а ИФК подала на него исковое заявление в московский арбитражный суд.
С переменным успехом перевозчик и лизинговая компания судились около года, но в октябре прошлого года после вмешательства Владимира Путина договорились решить свои проблемы во внесудебном порядке. И действительно, 31 декабря «Аэрофлот» и ИФК подписали новый контракт, но приложения к нему согласовывают до сих пор.
В пятницу стало известно, что обновленный совет директоров решил начать финансирование сделки с ИФК. Это означает, что приложения к контракту могут быть подписаны в самое ближайшее время.
Но сначала сделку должно одобрить собрание акционеров «Аэрофлота». Дата его проведения еще не назначена. Пресс-секретарь лизинговой компании Андрей Липовецкий не исключает, что это событие произойдет до конца года.
А долгий срок процесса согласования он объяснил большим объемом проделанной работы. «Это ведь не одна бумажка, а целая куча документов, которая поместится в коробке из-под бумаги формата А4», — добавил господин Липовецкий для убедительности.
На самом деле работа над сделкой между ИФК и «Аэрофлотом» заметно ускорилась лишь в июне. Премьер-министр Михаил Фрадков провел в Воронеже совещание на тему развития авиационного лизинга. Вскоре после этого Минэкономразвития через арбитражный суд начало расторжение инвестиционного соглашения с «Трансаэро» по льготному ввозу подержанных «иномарок».
«Аэрофлот» тогда отделался внушением, но над сделкой по шести Ил-96 стал работать усерднее.
Ее подробности (в том числе по спорной сумме ежемесячных лизинговых платежей) стороны пока не раскрывают. Известно лишь, что для «Аэрофлота» соберут совершенно новые машины. Те, что ранее национальный перевозчик заказал, а потом не стал покупать, продадут другим авиакомпаниям. Два из них уже переданы KrasAir.
ИФК и «Аэрофлот» договаривались, что первый Ил-96 будет готов к эксплуатации уже в середине 2005 года, но точные сроки поставки самолетов выяснятся после того, как все приложения к контракту будут подписаны.
А сомнения в том, что они будут подписаны, окончательно отпали после того, как совет директоров «Аэрофлота» возглавил помощник Владимира Путина Виктор Иванов. Разумеется, он будет проводить в компании политику президента, которая в данном случае направлена на непременную покупку «Аэрофлотом» самолетов марки Ил-96.
Сам-то Владимир Путин летает на таких самолетах.