Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Нефть потечет по указке Кремля

В среду в Афинах началось экспертное обсуждение технико-экономического обоснования строительства нефтепровода Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция), который позволит российской нефти обойти черноморские проливы. И Болгария, и Греция должны согласиться предоставить России льготы при строительстве и эксплуатации этой трубы.

Переговоры о строительстве нефтепровода Россия, Болгария и Греция начали еще десять лет назад. Труба протяженностью 285 км в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы между болгарским черноморским портом Бургас и греческим средиземноморским портом Александруполис позволила бы экспортировать 35 млн т российской нефти в год.

Нефть из Новороссийска танкерами доставлялась бы в Бургас, закачивалась в трубу и затем выходила бы из нее на греческом средиземноморском побережье.

Проливы Босфор и Дарданеллы — единственный путь доставки на мировые рынки нефти из региона Черного моря. Интенсивность движения танкеров в Босфоре с 1999 по 2002 год выросла почти в два раза и продолжает расти. Наращивание нефтяного транзита через Черное море связано с планируемым выходом на полную мощность нефтепровода Каспийского транспортного консорциума. Кроме того, в соответствии с недавними российско-украинскими договоренностями по маршруту Броды — Одесса будет транспортироваться дополнительно несколько миллионов тонн нефти в год.

Турция, заявляя о высоком риске экологической катастрофы, постоянно ужесточает требования к танкерам, курсирующим через пролив, и периодически на несколько дней закрывает пролив для судоходства «в связи с неблагоприятными погодными условиями». От этих мер страдают не только производители и экспортеры нефти, но и ее конечные потребители — европейские НПЗ.

Это жизненно важная для России труба – слишком часто у нефтяников возникают проблемы с транспортировкой сырья через проливы: Турция периодически вводит ограничения на проход. И хотя чисто морской путь экспорта остается самым дешевым, альтернативу ему найти необходимо.

Существует несколько обходных проектов.
Наиболее громкий из них, по маршруту Баку – Джейхан (средиземноморское побережье Турции), реализует Азербайджан в сотрудничестве с транснациональными компаниями из США, Великобритании и стран Персидского залива. Для России этот маршрут дорог.

Оптимальным и в экономическом, и в политическом, и даже в религиозном (и болгары, и греки — православные) отношении для России считается проект Бургас — Александруполис ориентировочной стоимостью $700 млн.

Пик активности в обсуждении вопросов реализации проекта Бургас — Александруполис странами-участниками пришелся на 2002 год. Весной того года Россия, Греция и Болгария подписали межправительственное соглашение о создании консорциума, позднее были согласованы доли участия в нем. Однако затем переговоры были фактически заморожены.

По словам президента «ЛУКойла» Вагита Алекперова (компания интересовалась греческими нефтяными активами), причина приостановки переговоров — позиция Греции в отношении транспортного тарифа. С Болгарией же этот вопрос уже более или менее согласован, возможной причиной этого может быть активное проникновение «ЛУКойла» на болгарский рынок.

Чтобы заставить греков быть посговорчивей, Россия начала проработку конкурирующего проекта нефтепровода в обход Босфора — по маршруту Кыйикей — Ибрикбаба (Турция) параллельно турецким проливам. Этот проект лоббирует уже не «ЛУКойл», а «Транснефть».

Протяженность транстурецкой трассы короче — 193 км, мощность, по планам «Транснефти», выше — 60 млн тонн в год, стоимость тоже выше — $913 млн: ни в Кыйикее, ни в Ибрикбабе нет нефтяных терминалов, их придется строить; кроме того, этот проект вызывает серьезнейшие возражения экологов. В болгарско-греческом проекте терминал придется строить только в Александруполисе, да и экологи ведут себя спокойно.

Пока Турция не сформулировала отчетливой позиции по предложенному «Транснефтью» маршруту Кыйикей — Ибрикбаба. Однако само по себе наличие этого проекта заметно увеличивает шансы России на экспертных переговорах в Афинах.

Проблем с маршрутом Бургас — Александруполис несколько.

Российские нефтяники готовы гарантировать заполнение новой трубы, только если стоимость прокачки по ней будет сопоставима с ценой транспортировки по морю.

В подписанном 20 октября президентом ОАО «ЛУКойл» Вагитом Алекперовым и исполнительным директором Болгарского агентства по инвестициям Павлом Езекиевым меморандуме о взаимопонимании «ЛУКойл» назван ведущим иностранным инвестором, который внес заметный вклад в развитие экономики и социальной сферы Болгарии.

В октябре 1999 года «ЛУКойл» приобрел 58% акций нефтеперерабатывающего завода «Нефтохим Бургас» за $101 млн. Всего за пять лет компания инвестировала в развитие НПЗ более $250 млн, а также вложила более $100 млн в создание розничной сети сбыта нефтепродуктов, работающей под брендом «ЛУКойл» и насчитывающей более 120 АЗС.

Россия также добивается льгот при ввозе материалов и оборудования и пониженных портовых сборов, а также распределение долей в капитале консорциума по строительству в зависимости от вклада участников.

В этом случае доля России будет преобладать, поскольку нефть и строительство будут российские, но до недавнего времени Болгария и Греция считали, что у всех трех участников должно быть по 33,3% акций.

Насколько это отношение к российским предложениям изменится, должно решиться в четверг и в пятницу.

Что же касается интересов к этой трубе российских нефтяных компаний, то тут мнения разнятся. Специалист «Тройки Диалог» Валерий Нестеров считает, что на самом деле «ЛУКойл» больше заинтересован в строительстве трубы до Баренцева моря, чем в участии в болгарско-греческом проекте.

Но другие аналитики, особенно западные, уверены, что в условиях возросшего геополитического соревнования на Каспии и Черном море, а также укрепления власти президента Путина и дела ЮКОСа нефтяные компании делают то, что им велят из Кремля.

Во главу угла ставится не финансовый интерес, а геостратегический — в том виде, в котором его понимают в администрации президента и правительстве.

Сомнений мало, что «ЛУКойл» и представляющие его эксперты продолжат вести себя как часть российской государственной машины на предстоящих переговорах в Афинах.

Новости и материалы
США отправят своих солдат для защиты Израиля
Израильская авиация начала бомбить южные пригороды ливанской столицы
Репетиторы рассказали, получают ли подарки на День учителя
На Украине сотрудника военкомата оштрафовали за подзатыльник при вручении повестки
«Хезболла» заявила о готовности атаковать Израиль в случае вторжения в Ливан
Названы 10 российских городов с самыми высокими ценами на ремонт авто
Израиль объявил о предстоящей бомбардировке южных районов Бейрута
Мостовой заявил, что он ничем не хуже Станковича
Россиянка избила девочку на детской площадке после ссоры с ее сыном
В России планируют повысить социальные пенсии
Аршавин рассказал, зачем «Зенит» подписал Соболева
Ученые нашли в фиалках вещества для борьбы с самым опасным видом рака мозга
Экс-глава авиационно-технической службы Росгвардии арестован
Забывчивость спасла россиянина от долга в 3 млн рублей
Москва выступила с осуждением авиаудара по резиденции главы дипмиссии ОАЭ в Судане
На Украине планируют переименовать еще пять городов
Маневр российского истребителя в районе Аляски попал на видео
Байдена предупредили о реальном риске эскалации конфликта на Украине
Все новости