О готовящемся распоряжении мэра издатели знали давно и успели к нему подготовиться, перераспределив тиражи. Кто-то сосредоточился на подписке (как «МК»), кто-то сделал акцент на сетях супермаркетов (например, ИД «Здоровье»), а кто-то просто перенес большую часть изданий в торговые точки, расположенные на поверхности.
По словам Дмитрия Мартынова, президента Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП),
кризиса розничных продаж в Москве нет:
«Произошло частичное перераспределение продаж в пользу сетей, работающих на поверхности, чьи обороты выросли в среднем на 10–15%. По данным АРПП, потери от закрытия торговых точек в метро по изданиям ИД «Здоровье» составили примерно 2–5% розничных продаж. Издатели глянцевых изданий вообще не отметили снижения продаж. Большинство популярных газет практически не понесло потерь. 2-процентное снижение продаж отмечено газетой «Московский комсомолец», в «Спорт-экспрессе» и «Мегаполисе» уверены, что продажи не пострадали, и возвраты останутся на прежнем уровне. В газете «Советский спорт» сообщили, что достигли запланированного сезонного роста продаж, и ощутимых потерь нет, а в «Комсомольской правде» — что рост тиража по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 15%, и опровергли распространявшиеся слухи, будто газета потеряла 40% тиражей».
Некоторые издания отмечают даже рост тиражей. Например, ИД «Московский комсомолец» заявил, что у «МК» рост тиражей в октябре по сравнению с сентябрем составил 16,7%; по данным ООО «Пронто-Москва», у газеты «Из рук в руки» — до 15%; а у ИД «Здоровье» тиражи одноименного журнала выросли на 9,5%.
Однако не все считают, что ничего не изменилось, а распоряжение мэра пошло только на пользу изданиям.
Например, потери московских тиражей еженедельника «Эксперт» составили 6–10%, и улучшения ситуации там ждут не раньше чем через три месяца.
Но и эти сроки выглядят не совсем убедительными. Попасть в супермаркеты удастся далеко не всем изданиям, а торговлю на улице осуществляют в основном «ручники». Зима начнется уже совсем скоро, и их количество неизбежно сократится.
Утверждения, будто «глянец» совершенно не пострадал, выглядят тоже не совсем убедительными: ежемесячникам, в отличие от газет и даже от еженедельников, оценить ситуацию гораздо сложнее.
Точные данные от них получить можно только через два месяца, то есть после выхода хотя бы двух номеров.
Но очевидно, что хуже придется, во-первых, тем, у кого московский тираж составляет значительную часть от общего, а во-вторых, изданиям, ориентированным на ту аудиторию, которая ездит в метро, например молодежь.
Но в случае с «глянцем» речь может идти все-таки скорее об упущенной выгоде, а не о катастрофических потерях.
Участники рынка сходятся в том, что о кризисе говорить пока рано. По крайней мере, падения тиражей ни на 70%, ни на 50%, ни на 40% не произошло.
Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), считает, что связаны такие оценки были с тем, что продажи в метро составляли 70%. Эта ошибка в доле метро в общем объеме продаж прессы и привела к преувеличенной оценке.
Надо сказать, что первым падение тиражей предрек Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП), заявивший, что из-за распоряжения мэра Москвы тиражи самых популярных московских газет упадут процентов на 40. Эти оценки не могли не вызвать волнений рекламодателей, которые, оценив возможность падения тиражей почти вдвое, имеют все основания пересмотреть контракты. Так что заявления издателей, что тиражи не только не падают, а растут, выглядят по крайней мере понятными.