На пресс-конференции, посвященной выходу в свет первого в России путеводителя по Республике Коми и презентации основных направлений ее экономического развития, глава республики Владимир Торлопов сообщил о крупных проектах в регионе. Наиболее значимые из них – проект «Суал-Холдинга» «Коми Алюминий» и строительство титанового предприятия компании «ЛУКойл», которое может быть завершено в течение ближайших нескольких лет.
Владимир Торлопов рассказал журналистам, что строительство глиноземного завода в рамках проекта «Коми Алюминий» начнется в 2005 году.
А с алюминиевым заводом в Коми «Суалу» придется подождать. По официальной информации, задержка вызвана тем, что «Суал-Холдинг» пока не сумел достичь договоренности о фиксированной цене на газ и электроэнергию с «Газпромом» и РАО «ЕЭС России».
Проект «Коми Алюминий» считается стратегическим для «Суала», хотя он и не предполагает строительства предприятий, производящих продукцию высокого передела. Справедливости ради нужно отметить, что высокотехнологичные производства обделяет своим вниманием не только «Суал» — практически все российские предприятия сосредоточены на производстве продукции низких и средних переделов.
То, что российские металлургические предприятия остаются поставщиками сырья и продукции первого передела, по словам аналитика ИК «Олма» Владимира Детенича, связано с тем, что
на внутреннем рынке потребитель более сложной продукции пока не сформировался.
Сбыт отечественной продукции высокого передела на внешнем рынке, по мнению аналитика, также сейчас невозможен. Для этого российским компаниям необходимо соответствовать многочисленным стандартам качества, сделать крупные капиталовложение в раскрутку марки, в модернизацию производственных мощностей и в создание репутации на рынке.
Пока же российские производители предпочитают инвестировать в проверенную добывающую промышленность и в низкотехнологичное производство.
Проект «Суала» в Коми реализуется на базе крупнейшего в Евразии Средне-Тиманского бокситового месторождения. На его основе планируется построить глиноземный и алюминиевый заводы. Проектная годовая добыча бокситов составит 6 млн тонн, глиноземное производство – 1,4 млн тонн. Производительность алюминиевого завода, строительство которого откладывается теперь на неопределенный срок, позволило бы выпускать 300–500 тыс. тонн металла.
Разработка проекта находится в начальной стадии, но «Суал» уже инвестировал порядка $150 млн в создание и развитие транспортной инфраструктуры.
Весь «Коми Алюминий» обойдется «Суалу» в $2,1 млрд, из них $1,2 млрд компания планировала занять. Однако пока денег под это «Суалу» не дали.
Именно этой причиной аналитики объясняют перенос сроков по строительству алюминиевого завода в Коми.
Владимир Детенич из ИК «Олма» указывает на то, что поиск «Суалом» стратегических инвесторов для реализации проекта в Коми успехом пока не увенчался. С ним соглашается Станислав Клещев из ИК «Файненшл Бридж»: американская алюминиевая компания Alcoa, с которой долгое время вел переговоры «Суал», пока не спешит принять участие в проекте.
Оба аналитика пришли к выводу, что, очевидно, «Суал» решил строить предприятия поэтапно: сначала глиноземный завод, а потом алюминиевый. Станислав Клещев полагает, что строительство алюминиевого предприятия начнется, возможно, в 2007 году, после завершения реформирования РАО ЕЭС.