По словам Андрея Кашеварова, председателя экспертного совета и заместителя руководителя ФАС, главное внимание и ФАС, и Экспертный совет при ней уделят ограничению продвижения брэндов, чье графическое изображение и название не отличаются от марок крепкого алкоголя.
Первое же заседание подтвердило серьезность намерений антимонопольной службы. Эксперты рассмотрели рекламу питьевой воды «Ять», на которой изображена бутылка, используемая также для розлива одноименной водки.
Оценив представленную рекламу, совет признал, что она формирует интерес потребителей к водке, а вовсе не к воде, и рекомендовал ФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении дела по факту распространения указанной рекламы, а также провести социологическое исследование по указанному вопросу.
Можно считать, что судьба воды «Ять» решена.
На недавней встрече с журналистами Андрей Кашеваров привел данные опроса ВЦИОМ, согласно которым название конфет «Флагман» ассоциирует с конфетами лишь 1% опрошенных.
«Мы будем предлагать вводить ограничения на рекламу брэндов, если под этим же брэндом идет, к примеру, водка», — заявил «Газете.Ru» замруководителя Кашеваров. И запрет распространится не только на водку, но и на любые алкогольные напитки с содержанием спирта более 15%.
Следующие вопросы, рассмотренные советом, были самыми сложными с точки зрения правоприменения. Комиссии пришлось рассматривать вопросы об этичности слоганов в рекламе коктейлей «Hooch», роликов рекламы пива «ПИТ» с использованием образа Циолковского, и рекламы презервативов «Favorite».
Слоган коктейлей «Hooch» — «оHOOCHенные фрукты» — эксперты сочли оскорбительным, но для верности рекомендовали ФАС России запросить лингвистическое заключение Института русского языка и возбудить дело по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» (неэтичная реклама).
Самое интересное случилось с роликами пива «ПИТ», в которых использовался образ К. Э. Циолковского. Ролики эти уже запретили транслировать, а на рассмотрение Экспертного совета они попали в связи с обращениями граждан и общественных организаций. Их возмутило, что в этой рекламе Константин Циолковский «употребляет пиво за рабочим столом».
Согласно положению об экспертном совете по применению законодательства о рекламе, совет является консультативно-совещательным органом при ФАС России и образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Председатель совета — заместитель руководителя антимонопольного ведомства Андрей Кашеваров. В состав совета вошли представители федеральных органов исполнительной власти: ФАС России, Экспертного управления президента Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роспечати, Роскультуры, МВД России, а также представители научных организаций, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний.
Из обращений, в том числе родственников Циолковского, следовало, что эта реклама порочит память и умаляет образ ученого, не употреблявшего спиртные напитки, тем более за рабочим столом. Эксперты вынесли решение рекомендовать ФАС России направить предупредительное письмо рекламодателю с тем, чтобы прекратить дальнейшее распространение рекламы.
Рассмотрели эксперты и этичность рекламы презервативов «Favorite», в которой молодой человек предлагает девушке презерватив в качестве чехла для зонта. Экспертный совет, предусмотрев «возможность разной оценки этичности данной рекламы разными слоями общества», рекомендовал подготовить предупредительное письмо о прекращении распространения данной рекламы.
Должны были эксперты рассмотреть и слоган «Ярпиво – больше позитива» как нарушающий поправки к закону «О рекламе», согласно которым утверждать в рекламе, что пиво пьют для «достижения успеха либо для улучшения физического или психического состояния», строжайше запрещено. Но поскольку недостаток этот уже устранен и неправильный слоган больше не фигурирует, этот вопрос не рассматривался.
По словам председателя совета и заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, «все решения и рекомендации совета должны приниматься ФАС». Так что судьба осужденной рекламы, можно сказать, решена.