Конкурирующие между собой американский и европейский самолетостроительные гиганты Boeing и Airbus почти каждый месяц объявляют о новых сделках. Буквально 10 дней назад в Китае французский президент Жак Ширак договорился о продаже 42 самолетов производства Airbus, из них 32 машины A330: авиакомпания Air China получит шесть самолетов A319 и партию A330 в количестве 16 штук, а Сhina Еastern Аirlines — 20 лайнеров А330.
В четверг Boeing ответил объявлением о крупном заказе конкурирующих с А330 самолетов В7Е7 Dreamliner. Авиакомпания Primaris Airlines из Лас-Вегаса собирается закупить 20 таких машин на $2,6 млрд и еще 20 самолетов Boeing 737-800 (рассчитан на перевозку 180 пассажиров на 5,3 тыс. км) на $1,2 млрд. Общая сумма контракта составляет $3,8 млрд.
При этом договором между корпорацией и перевозчиком предусмотрена вероятность заключения контракта на поставку еще 15 В7Е7 и 25 В737.
Поскольку каждый Dreamliner обойдется Primaris в $130 млн, а В737 — в $60 млн, нетрудно подсчитать, что продление контракта с перевозчиком из Лас-Вегаса принесет корпорации Boeing еще примерно $3,5 млрд.
Boeing 7Е7 Dreamliner пока нет в природе. Первые самолеты встанут на крыло в 2008 году. Предполагается, что 7Е7 сможет вместить от 200 до 250 пассажиров и перевезти их по маршрутам протяженностью не более 15,4 тыс. км. Он должен заменить модели Boeing 757 и 767, продажи которых в последнее время значительно упали.
В Boeing уверены в успехе 7Е7, и объем рынка на ближайшие 20 лет оценивают в 3 тыс. таких машин, а в этом году корпорация намерена получить заказ на сборку 200 самолетов.
По замыслу американцев, проблем с продажами этих лайнеров не возникнет, потому что 7Е7 будет потреблять на 20% меньше топлива, чем его основной конкурент Аirbus 330-200.
Россия предпочитает использованные
Импексбанк профинансировал приобретение группой компаний «Центр Капитал» двух самолетов Boeing 757 у германской компании Condor Flugdienst GmbH (дочернее предприятие авиакомпании Lufthansa). Как сообщает ИА «Финмаркет», общая сумма финансирования в текущем месяце составила $19 млн. В ноябре 2004 года Импексбанк планирует организовать финансирование покупки еще одного воздушного судна.
В 2004 году «Импэксбанк» организовал для группы компаний «Центр Капитал» финансирование сделок по приобретению семи самолетов Boeing 757 на общую сумму около $95 млн.
Специалисты Airbus данные конкурентов опровергают: глава коммерческой службы европейского авиапроизводителя Джон Лехи говорит, что по заявляемым характеристикам 7Е7 ненамного превосходит европейского конкурента: 7Е7 имеет всего лишь на 4% большую топливную эффективность в расчете на человеко-место, чем А330-200, обладающий зато на 10–15% большей вместимостью, чем Dreamliner.
А тем временем конкуренция Boeing и Airbus уже вышла за рамки борьбы за клиентов обычными экономическими инструментами.
Торговые власти США и Европы пожаловались друг на друга во Всемирную торговую организацию. Американцы обратились в ВТО первыми, обвинив Европейский союз в незаконной, по их мнению, поддержке Airbus. Европейские представители написали встречный иск, в котором указали на недопустимые субсидии США в отношении компании Boeing через военные заказы Пентагона.
Если к декабрю стороны не смогут самостоятельно разрешить конфликт, то ВТО сформирует комиссию для слушаний по этому делу. Судя по безрезультатным многомесячным переговорам США и Евросоюза, без арбитра им не обойтись. На разбирательство в ВТО может уйти не меньше года, а решение комиссии может быть обжаловано.