В МДФ отмечается 90-летие организации, чья деятельность на нашей территории знавала периоды ограничений и даже полного запрета, но никогда не прекращалась. Хотя наверняка есть люди, которые совсем ничего не знают про «Джойнт». Это замечательные, превосходные люди, дай им бог здоровья, и если что можно сказать про них в точности, так это одно – что они не евреи. Потому что евреи знают про «Джойнт» досконально, будто он их родственник.
Когда еще мы боролись с космополитизмом и думали, что врачи-убийцы – это обычное дело, газеты называли «Джойнт» буржуазно-националистической и шпионско-террористической организацией, которая отравила товарищей Щербакова и Жданова руками своих наймитов. Спрашивается, зачем было уничтожать советских лидеров, если вокруг полно недоедающих евреев?
С момента основания «Джойнт» занимался исключительно благотворительностью, насчет чего имеется обстоятельное название: американский еврейский объединенный распределительный комитет. Заметьте, ни слова про то, чтобы отравить кого-нибудь. Но еще в 1939 году комитет в СССР все равно запретили, хотя до этого он много лет устраивал здесь еврейские сельскохозяйственные коммуны и создавал богадельни с детскими приютами. Ведь когда портной из Гомеля разорился и его пересадили на американский трактор, а одинокую бабушку из Мелитополя поселили на заграничные средства в доме престарелых, то у государства остается больше денег, чтобы купить трактор для нееврейского колхоза и помочь другой, нееврейской бабушке. Но сказали, что шпионы и террористы, и все тут.
Кого надо, тех посадили и расстреляли, а еврейским коммунам дали план по развитию свиноводства.
После Второй мировой войны и до самой перестройки «Джойнт» практиковал транзитную помощь, то есть отправлял посылки советским евреям анонимно, через подставные фирмы. Что называется, с добрым утром, тетя Хая. Ящики прибывали чаще всего не из Шанхая, а из Британии, Швейцарии, Франции, Скандинавии и содержали гуманитарную помощь в виде одежды и обуви либо помощь религиозно-просветительскую – молитвенники, обрядовые облачения и мацу высокой степени кошерности. Компетентные органы ужасно злились, но свирепствовать не свирепствовали: время уже было другое. А потом оно и вовсе стало другое. Никто теперь не маскируется, и даже разрешено пресловутые американские деньги пустить на ремонт, предположим, хоральной синагоги.
Кому-то это может не нравиться, но сам он точно не даст ни копейки на синагогу, так пускай уж ее ремонтируют те, кто готов потратиться.
Ума у российских властей, наверное, стало больше, или просто такая политика, однако сегодня «Джойнт» полностью легализован. И выставка в МДФ проходит под патронатом Министерства культуры и МИДа. Больше двухсот хроникальных фотографий разворачивают скрытую прежде картину заокеанской помощи советским евреям. «Пункт питания в Одессе», «Распределение мацы в Харькове», «Раздача мануфактуры беднейшему населению в Екатеринославе»… Большей частью эти кадры снимались для отчета самими джойнтовскими фотографами. У нас уже тогда существовала негласная установка не сосредотачиваться чересчур на «еврейском вопросе», поэтому выставка действительно раритетная. К ней добавлена экспозиция графики художника Меира Аксельрода, который в начале 1930-х воспевал будни сельскохозяйственных коммун. Воспевал качественно с изобразительной точки зрения и интересно с исторической.
В сумме получилось, как сказали бы раньше, торжество сионизма. Только «Джойнт» как раз не вполне сионистская организация. Сионисты способствуют переезду на историческую родину, а «Джойнт» пытается создавать приличные условия по месту проживания. За это некоторые могут их не любить даже больше, чем если бы наоборот, но у комитета свои задачи, никак не соотнесенные с юдофобскими настроениями. И правильно, когда все занимаются свои делом.