А во вторник российские издатели из некоммерческого партнерства «Издательская инициатива» рассказали, как они собираются реформировать рынок распространения периодической печати. Программа-минимум — скорейшее восстановление объемов распространения периодики в московском метро.
Месяц назад по инициативе столичных властей продажа печатных изданий в метро и в непосредственной близости от станций была ограничена под предлогом профилактики терактов. Сложившаяся ситуация невыгодна издателям и распространителям:
по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), за месяц падение тиражей ежедневных газет составило 5-7%, и только «глянец» не потерял ни одного номера.
27 сентября по инициативе Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) и ведущих издательских домов России была создана общественная организация некоммерческое партнерство «Издательская инициатива». Учредителями новой организации выступили ведущие издательские дома — ИД «АФС», «Коммерсантъ», «Проф-медиа», «Индепендент медиа», «Пронто-Москва» и другие.
Основная цель партнерства, по словам главы «Издательской инициативы» Виктора Шкулева, — «прийти к согласованию с московским правительством, найти эффективное решение, чтобы не ухудшить ситуацию с распространением прессы в московском метрополитене и «приметровой» зоне».
Одновременно с запретом на торговлю в метро московское правительство объявило, что до 1 февраля 2005 г. должен быть проведен тендер на право размещения в метро «цивилизованных» торговых точек — автоматов и киосков для торговли газетами и журналами. Один из претендентов на победу — именно «Издательская инициатива».
«Если город будет нас поддерживать, как это декларировалось, в Москве может появиться несколько тысяч новых мест продажи периодической печати в ближайшие год-два», — заявил президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон.
«Издательская инициатива» в курсе того, какую акцию начал в среду СИРПП, но не считает «ручников» таким уж страшным злом. По словам Леонида Макарона, они должны быть как «во всех развивающихся странах».
Тем более что на победе в тендере «Издательская инициатива» останавливаться не собирается.
Как посчитал господин Макарон, потребность населения в количестве точек продажи прессы составляет 1 объект на 1000 человек. Таким образом, количество торговых точек в городе должно составлять, по самым скромным подсчетам, более 10 тысяч, а сейчас их всего около 5 тысяч.
Попытки реформировать рынок распространения предпринимались последние десять лет, но все ограничивалось тем, что крупные издатели (АиФ, «Деловой мир», «Московский комсомолец», «Проф-Медиа», «Бурда», «Логос медиа») покупали или создавали собственные сети распространения. А сама система распространения оставалась неизменной.
Объединившиеся издатели выработали правила и принципы взаимоотношений издателей и распространителей, предусматривающие неограниченное право издателей на распространение, право устанавливать тираж и распоряжаться его объемами, право устанавливать и контролировать на всех этапах реализации цену издания и получать достоверную и своевременную информацию о реализации своей продукции.
«Издательская инициатива» не становится самостоятельным игроком рынка распространения – на этом особенно настаивают организаторы.
Собственно распространением будут заниматься уже существующие игроки рынка, которые примут правила НП.
Кстати, вступить в НП может любая организация, готовая заплатить вступительный взнос в $100 тыс. Мелкие издательства, для которых эта сумма слишком велика, могут объединяться в альянсы и участвовать в НП наравне с крупными. Поскольку стоимость одного киоска не может быть меньше $10 тыс., на деньги, собранные НП, можно построить не больше 90-100 точек.
Но, по словам Виктора Шкулева, НП не собирается заниматься благотворительностью и строить на эти деньги киоски. Взносы пойдут на разработку программы, которая позволит повысить эффективность продаж, расширить территорию сбыта и минимизировать затраты по осуществлению логистики.
Если все пройдет удачно, и тендер, объявленный московским правительством, пройдет в указанные сроки, первые киоски и автоматы с газетами появятся в московском метро не ранее весны-лета 2005 года.
Правда, и в этом случае объемы продаж периодической печати в столичном метрополитене не достигнут былого объема, который, по оценке АРПП, составляет $80 млн в год.
Полугодовой запрет на торговлю прессой в метро, по некоторым оценкам, означает падение тиражей в среднем на 20%. А такие массовые издания, как «Московский комсомолец», «Жизнь», «Комсомольская правда», «Из рук в руки», могут потерять до 50% своего тиража.